Все про резкость. Часть 9. Умная резкость фотошоп


Детальный разбор работы инструментов коррекции резкости в Photoshop

1.jpg

Источники материалов, использованных в этом уроке:

  • Рыба
  • Бананы
  • Лицо
  • Введение

    Фотографии, сделанные большинством цифровых камер, как правило, в той или иной степени нуждаются в коррекции резкости, даже если речь идет о профессиональной камере с высокочувствительным сенсором. Поэтому ясное понимание процесса повышения резкости и его применение в Photoshop имеют первостепенное значение для создания идеально сфокусированных, четких изображений.

    Что такое повышение резкости для цифровых фотографий?

    Грубо говоря, повышение резкости - это техника, позволяющая выделять или подчеркивать контуры объектов, линии и границы, чтобы сделать их более выраженными и заметными. Процесс осуществляется посредством усиления контраста между пикселями или, точнее, между светлыми и темными пикселями. Изменение контраста на границах происходит между соседними пикселями или группами смежных пикселей. Пограничный контраст известен так же, как локальный контраст, или попросту четкость. При усилении резкости границы преувеличенно подчеркиваются за счет повышения контраста и, таким образом, создаются очень четкие края с резкими переходами между светлым и темным, которые указывают нам, где объект начинается и заканчивается.

    Зачем нужно повышать резкость?

    Безусловно, каждой фотографии в определенной мере необходимо усиление резкости, чтобы выявить детали, которые, так или иначе, теряются при переносе с камеры на компьютер и печать. Резкость повышается за счет увеличения контраста вокруг линий и границ изображения, а хороший контраст, добавляя детали, позволяет лучше сфокусировать изображение. Повышение резкости усиливает четкость границ и линий на изображении. Независимо от происхождения, будь то цифровая камера или сканер, большинство изображений могут только выиграть от усиления резкости.2.jpg

    Темная сторона повышения резкости

    Повышение резкости не компенсирует плохую фокусировку и не зависимо от усилий не восполнит глубину резкости. Лучший способ получить четкую фотографию - это изначально сделать резкий снимок. Ничто не может заменить оптически четкое изображение. Следующий момент - это применение фильтров, которые выполняют деструктивную коррекцию, необратимо изменяя пиксели. Но с другой стороны недостаточно хорошо сфокусированное изображение будет размазанным, если не принять соответствующие меры по улучшению резкости. Имейте в виду, что резкость не может исправить сильно размытое изображение. Стремясь к идеальной четкости, будьте осторожны, так как чрезмерное повышение резкости уродует изображения рваными, зазубренными границами и тенями. Кроме того, чересчур усердное усиление резкости (sharpening) способствует появлению поврежденных пикселей или "артефактов", а также цветных ореолов (color fringing) или эффекта "гало".3.jpg

    Прежде чем начать

    В начале урока я дал ссылки на изображения, чтобы вы могли повторять за мной все действия, но я бы посоветовал использовать свои собственные картинки, чтобы получить четкое понимание принципов коррекции резкости и способов их применения. И помните, что этот урок скорее исследование, чем просто процесс обучения или пошаговое руководство. Поэтому не нужно излишне заморачиваться на процессе или на конкретных этапах, чтобы непременно достичь определенного эффекта. Разумнее будет задаваться такими вопросами: "Зачем мы усиливаем резкость? Как мы можем использовать такие же принципы в каких-нибудь других проектах? Каковы преимущества того или иного метода?". А теперь давайте начнем!

    Общая схема работы

    Мы всегда будем начинать работу с дублирования фонового слоя. Таким образом, мы застрахуемся от деструктивных последствий. Позже, если результат не устроит нас, всегда можно удалить этот слой и начать все заново. Завершив процедуру коррекции резкости, мы можем и дальше регулировать ее на текущем слое, добавив ему маску (layer mask), которая видна на скриншоте ниже. Кроме того, можно корректировать эффект резкости, используя непрозрачность слоя или параметры режима наложения (blend mode). Давайте рассмотрим этот процесс:

    Повышение резкости с помощью Smart Filters (Смарт Фильтры)

    Не дублируя фоновый слой, примените смарт-фильтр прямо к нему. Выберите слой, перейдите в Filter > Convert For Smart Filters (Фильтр > Преобразовать для смарт-фильтров) и нажмите кнопку OK. Photoshop автоматически конвертирует обычный слой в смарт-слой и применит к нему Smart filter (Смарт-фильтр). Смарт-объекты сохраняют исходное содержание изображения со всеми его оригинальными характеристиками, позволяя вам выполнять щадящее редактирование слоя. Чтобы развернуть или свернуть смарт-фильтры в палитре слоев, щелкните по треугольнику рядом с иконкой смарт-фильтра, расположенной на смарт-слое справа. Развернув смарт-объект, вы увидите, что к этому слою уже подключена так называемая фильтр-маска, которую можно использовать для выборочной коррекции эффектов смарт-фильтров, рисуя на ней черной кистью. Преимущество смарт-фильтров заключается в том, что вам не нужно использовать отдельный слой с маской, чтобы позже регулировать на нем эффект усиления резкости.

    Однако в этом уроке, чтобы донести суть изучаемой темы до подавляющего большинства пользователей, мы будем использовать традиционный подход, который предусматривает копирование фонового слоя и применение фильтра к дубликату. Но вы можете пойти путем создания смарт-объекта и последующего применения смарт-фильтров.4.jpg

    Арсенал инструментов Photoshop для усиления резкости

    Давайте взглянем на некоторые инструменты коррекции резкости, доступные для нас в Photoshop.

    Инструмент "Резкость"(Sharpen Tool)

    Собственно инструмент "Резкость" (Sharpen Tool) находится на общей панели инструментов.

    Фильтры резкости (Sharpen Filters):

    В меню filter (фильтр) есть подменю sharpen (усиление резкости), в котором нам доступны следующие фильтры резкости: Sharpen (Усиление резкости), Sharpen Edges (Резкость на краях), Sharpen More (Резкость+), Smart Sharpen ("Умная" резкость) и Unsharp Mask (Контурная резкость).

    Другой мощный фильтр, применяемый для усиления резкости, но неизвестный своими способностями в этом плане, это High Pass filter (Цветовой контраст), спрятанный в группе фильтров с неопределенным названием Others (Другое).5.jpg

    Инструмент "Резкость"(Sharpen Tool)

    Инструмент "Резкость" усиливает контраст вдоль линий, чтобы подчеркнуть недостаточно четкие элементы. Чем больше вы держите курсор над рисунком, тем сильнее проявляется эффект повышения резкости. Основным преимуществом этого инструмента является возможность использовать его локально, как Brush Tool (Кисть).

    Использование инструмента "Резкость"

    Откройте в Photoshop изображение лица. Кликните правой кнопкой на фоновом слое и выберите команду Duplicate layer (Создать дубликат слоя). Назовите слой копии "Sharpen" (Резкость). Включите на панели инструментов Sharpen tool (Резкость). На панели настроек выберите мягкую кисть (brush), измените для нее режим наложения (blending mode) на "Яркость" (Luminosity) и поставьте галочку в чекбоксе Protect Detail (Защитить детали), чтобы подчеркнуть детали и свести к минимуму мозаичные артефакты. Теперь поводите или подержите курсор над участком изображения, на котором вы хотите усилить резкость.6.jpg В нашем примере мы используем Sharpen tool с непрозрачностью (opacity) 100%, но в идеале ее нужно понижать, а резкость усиливать постепенно. Инструмент "Резкость" склонен к образованию эффекта "гало", или цветной окантовки вокруг линий и границ, а режим наложения Luminosity (Яркость) применяется, чтобы избежать этого. При смешивании в режиме Luminosity используются только данные о яркости смешиваемых цветов, а информация о цвете не учитывается.

    На скриншоте ниже слева показан цветной ореол (Color Fringing), заметный в обычном (normal) режиме смешивания, а справа виден результат в режиме Luminosity (Яркость).7.jpg

    Группа фильтров резкости

    Фильтры резкости фокусируют размытые изображения, усиливая контраст между смежными пикселями. Давайте рассмотрим каждый из них.8.jpg

    Подготовка фильтров к использованию

    Никогда не применяйте фильтры непосредственно к самому изображению. Всегда дублируйте изображение, копируя фоновый слой, и применяйте фильтр к вновь созданному дубликату. Преимущество в использовании копии очевидно, поскольку в дальнейшем мы можем экспериментировать на ней с различными режимами наложения, а также применять маску для регулирования эффекта в случае необходимости.9.jpg

    Фильтры Sharpen (Усиление резкости) и Sharpen More (Резкость+)

    Фильтр "Sharpen" фокусирует выделенную область и улучшает ее четкость. Фильтр "Sharpen More", повышая резкость, создает более сильный эффект, чем "Sharpen". Оба фильтра оказывают однократное действие и не имеют настроек для дальнейшего регулирования эффекта.

    Применение Фильтров Sharpen и Sharpen More

    Выберите слой, затем зайдите в Filter (Фильтр) > Sharpen (Усиление резкости) > Sharpen (Усиление резкости) или Sharpen More (Резкость+). Чтобы усилить эффекты, примените фильтры еще раз, нажав Ctrl + F.10.jpg

    Фильтр Sharpen Edges (Резкость на краях)

    Фильтр "Sharpen Edges" находит на изображении области цветовых контрастов и обостряет их. Как и указывает на то название (резкость на краях), этот фильтр усиливает только резкость границ, оставляя гладким изображение в целом. Здесь присутствует тот же недостаток, что и у предыдущих двух фильтров, где мы не можем влиять на силу эффектов в связи с отсутствием функции настроек.

    Использование фильтра Sharpen Edges

    Выберите слой, затем зайдите в Filter (Фильтр) > Sharpen (Усиление резкости) > Sharpen Edges (Резкость на краях). Чтобы усилить эффект, снова примените фильтр, нажав Ctrl + F.11.jpg

    Фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость)

    Фильтр Smart Sharpen, используя те же алгоритмы, что и фильтр Unsharp Mask (Контурная резкость), позволяет удалять (список remove/удалить) последствия ранее примененных фильтров размывки Gaussian Blur (Размытие по Гауссу), Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) и Motion Blur (Размытие в движении). Вы можете настроить алгоритм усиления резкости или выполнять коррекцию отдельно в тенях и светах.

    Использование фильтра Smart Sharpen в работе

    Откройте в Photoshop изображение рыбы и продублируйте фоновый слой. Затем перейдите в Filter > Sharpen > Smart Sharpen (Фильтр > Усиление резкости > "Умная" резкость). Выберите основной (basic) режим работы, если он не выбран, увеличьте эффект (amount) до 300% и установите радиус 3 рх. Затем разверните выпадающий список Remove (Удалить) и выберите Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости), чтобы устранить смазывание, вызванное движением объектива камеры. Выбор алгоритма Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) даст результат, аналогичный эффекту от фильтра Unsharp Mask (Контурная резкость), вариант Lens Blur наиболее эффективен для изображений с обилием деталей. Для более медленного, но более четкого эффекта, пометьте строку More Accurate (Точнее), а без этой опции Фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) по существу будет вести себя подобно фильтру Unsharp Mask (Контурная резкость).12.jpg

    Особенности настроек фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость)

    Обратившись к продвинутым настройкам, вы сможете корректировать эффект усиления резкости отдельно для светлых и темных областей, используя вкладки Shadow (Тень) и Highlight (Свет), но сначала выберите вверху под чекбоксом Preview (Просмотр) режим Advanced (Расширенный). Свет и тени регулируются тремя общими параметрами, именуемыми Fade Amount (Ослабление эффекта), Tonal Width (Ширина тонового диапазона) и Radius (Радиус).

    Fade Amount (Ослабление эффекта)

    Параметр "Ослабление эффекта" по определению будет ослаблять эффект усиленной резкости отдельно в тенях и светах. Чем сильнее резкость, тем больше потери в количестве тонких деталей в тенях и светах, от чего как раз и может предохранить настройка Fade Amount.

    Tonal Width (Ширина тонового диапазона)

    Этот параметр задает в процентах величину диапазона тона, на который будет влиять регулировка "Fade Amount" (Ослабление эффекта). Меньшие значения будут оказывать воздействие только на самые светлые участки, а более высокие вызовут изменения в широком спектре теней и светов.

    Radius (Радиус)

    Радиус устанавливает размер Теней/Светов. По существу он определяет объем выборки данных, которые будут использоваться в определении ширины тонового диапазона (tonal width).

    На скриншоте ниже показан результат усиления резкости без коррекции теней, который привел к появлению зерен в темных участках.13.jpgА здесь резкость повышена с коррекцией тени. Настройка Fade Amount (Ослабление эффекта) позволила убрать зерна в темных участках.14.jpgРезкость без коррекции светов. Обратите внимания на зернистость в ярких участках, вызванную усилением резкости.15.jpgРезкость с коррекцией светов. В результате применения настройки Fade Amount (Ослабление эффекта) зерна исчезли с ярких участков.16.jpg

    www.3dzon.ru

    Все про резкость. Часть 9.

    Фильтр Smart Sharpen (Умная Резкость).

    Вот мы и добрались до самых интересных на сегодняшний день фильтров повышающих резкость. Их принципиальное отличие от описанных ранее заключается в том, что они не мнимо повышают резкость, за счет образования ореолов нерезкого маскирования, а восстанавливают размытый контур изображения. Насколько хорошо, мы увидим ниже. А пока, перейдем к первому из этой группы фильтру Smart Sharpen ("Умная" резкость).

    Фильтр Smart Sharpen ("Умная"резкость) появился в Photoshop уже достаточно давно, начиная с версии CS2. Многие пытались описать его работу. Кто-то более успешно, кто-то менее, кто-то вообще писал полный бред. Но не претендуя на самое правильное его описание, могу ответственно заявить, что полного обзора, в особенности разбора алгоритма работы режима More Accurate (Точнее) я не встречал нигде. До всего пришлось доходить самому, путем различных экспериментов. И оказалось, что именно этот режим как раз и является самым важным и самым интересным в этом фильтре. Так как разработчики впервые включили в Photoshop инструмент деконволюции. Насколько он оказался удачным, увидим дальше. Но при всех его недостатках, как первой попытки внедрения такого рода алгоритмов, при правильном применении он выдавал результаты, которые невозможно было бы получить с использованием старого инструментария.

    Начиная с версии Photoshop CS6 (а может, и начиная с СС 2014, уже и не помню точно) фильтр ощутимо обновился, и не только интерфейсом. Но разработчики оставили возможность включения старого режима работы фильтра. Что, на мой взгляд, очень хорошо. Потому что, несмотря на то, что в новой версии фильтра улучшена работа алгоритмов, старый режим иногда может оказаться полезным.

    В фильтре присутствуют две панели. Сверху, панель непосредственно отвечающая за повышение резкости, а ниже, панель Shadow/Highlight (Тени/Света) для настройки отображения ореолов.

    Рассмотрим, сначала, старый режим работы фильтра Smart Sharpen ("Умная"резкость). Сделать это можно нажав на пиктограмму с шестеренкой справа вверху. Раскрывается окошко, где нам предлагают проставить галочки "Использовать прежние" и "Точнее". Давайте поставим галочку в "Использовать прежние" и перейдем в старый режим работы фильтра без включения режима "Точнее", который мы рассмотрим позже:

    Первые два параметра Amount и Radius (Эффект и Радиус) полностью идентичны аналогичным параметрам в фильтре Unsharp Mask (Контурная резкость). Идентичен и алгоритм их работы. Дальше, начинается новое. Исключен из настроек параметр Threshold (Порог). А вместо него введен параметр Remove (Удалить). Название, честно говоря, достаточно странное. Впрочем, логика разработчиков более-менее понятна и рассчитано такое название на обычного пользователя.

    Не будем пока рассматривать эти режимы по отдельности, а для большей наглядности сравним их все между собой. На картинке ниже показано, как воздействуют фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) на контрастную границу в разных режимах. Слева, для сравнения, применен Unsharp Mask (Контурная резкость).

    Видно, что режим Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) полностью аналогичен работе фильтра Unsharp Mask (Контурная резкость). Поэтому он нам совершенно не интересен, так как нерезкое маскирование подробно было рассморено в предыдущих частях.

    Режим Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) уже достаточно сильно отличается. Видно, что в этом режиме ореолы, получаются значительно уже, чем в предыдущем, при одном и том же значении радиуса. В режиме Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) ширина ореола точно такая, какая и должна быть при гауссовом распределении. В 2,5 раза больше значения радиуса. То есть, если у нас радиус 20, то ширина ореола равна 50 пикселей. В чем легко убедиться промерив яркости пипеткой. А в режиме "Lens Blur" (Размытие при малой глубине резкости) ширина ореола равна 20 пикселей. Из-за этого, некоторые, не разобравшись в алгоритме работы, называют этот режим более деликатным. Хотя, о какой тут деликатности можно говорить, если ореолы просто значительно уже. Если уж сравнивать, то при равной реальной ширине ореолов. Чтобы уровнять ширину, нужно для этого режима выствлять радиус в 2,5 раза больше. Но результат все равно будет отличаться. Потому что видно, что распределение яркостей в ореолах разное, в разных режимах. В старой редакции статьи я приводил примеры. Но пришел к выводу, что эти сравнения не несут никакой практической пользы. Потому что, забегая вперед, могу с полной уверенностью заявить, что режимы Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) и Motion Blur (Размытие в движении) предназначены не для самостоятельной работы, а исключительно в паре с режимом More Accurate (Точнее).

    При одинаковой ширине ореолов, распределение яркостей в них, различное. В режиме Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) градиент яркости ореолов плавный. Яркость изменяется от максимальной, около контрастной границы, до яркости фона. А в режиме Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости), градиент изменения яркости ореолов нелинейный. Начиная от границы перехода, яркость изменяется слабее, а вблизи внешней границы ореола, изменения более сильные. Субъективно, ореол кажется немного усеченным. И за счет этого он выглядит более ярким, сильнее подчеркивает контрастную границу. То есть, интенсивность ореолов уменьшается до яркости фона не плавно от границы перехода, а достаточно резко, вблизи их внешней границы. По сути, у нас формируется новая граница перехода вокруг которой можно сформировать вторичные ореолы. Зачем это нужно, и как это реализуется, рассмотрим ниже.

    Режим Motion Blur (Размытие в движении), исходя из названия, предназначен для устранения последствий тривиального смаза. Насколько эффективно работает этот режим в случае смаза, предлагаю попробовать вам самостоятельно. Но заранее могу предсказать, что нормального результата у вас не получится. Потому что, как я упомянул выше, это режим предназначен только для работы в паре с режимом More Accurate (Точнее).

    Но давайте посмотрим, как этот режим работает. В этом режиме ореолы образуются не просто вдоль границы перехода, а только вдоль вектора направления задаваемого параметром Angle (Угол). То есть, при совпадении направления этого параметра с контрастной границей, ореолы не будут образовываться, вообще. И будут максимальными при заданном направлении перпендикулярном границе перехода. На картинке приведенной выше видно, что ореолы стали еще уже. Реальная ширина ореола равна половине значения параметра радиус. Также видно, что что яркость ореола меняется не плавно, а он как будто отсечен с небольшой растушевкой. Напоминает режим Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости), но более резко. Дальнейшее рассмотрение этого режима мало интересно. А то, как он работает в паре с режимом More Accurate (Точнее) мы посмотрим в следующей части.

    Итак, с закладкой Sharpen (Резкость) мы более-менее разобрались, кроме режима More Accurate (Точнее). Его я оставлю на закуску, как самый важный и интересный. А пока, давайте посмотрим, что нам предлагает панель фильтра Shadow/Highlight.

    В панели Shadow/Highlight (Тени/Света) присутствуют три настраиваемых параметра. Сразу хочу оговориться. До конца понять точную математику алгоритма работы некоторых из них мне не удалось. Поэтому, данное описание будет в некоторой степени, эмпирическим.

    Можно очень долго описывать, как именно работает эта панель, приводить в качестве примеров картинки с результатами работы фильтра, но все равно кто-то так и не сможет толком понять, как же все это работает. Поэтому я попробовал смоделировать работу этих параметров инструментами более знакомыми для пользователя. Для дальнейших экспериментов будем использовать такую картинку.

    Она удобна тем, что на ней присутствуют контуры образованные всевозможными комбинациями светлых и темных оттенков и удобно следить, где и что будет изменяться.

    Сделаем копию слоя с исходным изображением и назовем ее  Fade Amount / Tonal Width. Применим к этому слою фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) с силой воздействия 500% и радиусом 12. Параметры в панели Shadow/Highlight (Тень/Свет) пока не трогаем и они на нуле. Здесь я немного забежал вперед и применил фильтр в режиме деконволюции. Это сделано для наглядности. Подробнее об этом в следующей части.

    У нас получится вот такая картинка.

    А теперь начнем моделировать работу параметров Fade Amount(Ослабление эффекта) и Tonal Width (Ширина тонового диапазона). Для удобства будем рассматривать только света. Так как работа параметров в разделе "Тени" полностью аналогична, применительно к теням. Применим к этому слою маску, и в качестве маски используем инвертированное исходное изображение. Вот что у нас получится.

    Видно, что чем светлее участок, тем сильнее ослабление ореолов. Но об этом потом. А теперь, попробуйте применить к исходной картинке фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) с силой воздействия 500%, радиусом 12 и сдвинутыми ползунками Fade Amount(Ослабление эффекта) и Tonal Width (Ширина тонового диапазона) до 100% для светов.

    Вы получите полностью идентичную картинку, как в случае, когда мы применили маску к слою с усиленной резкостью. То есть, в качестве алгоритма ослабления ореолов используется маска на основе исходного изображения, примененная к финальному результату повышения резкости фильтром.

    Но так это выглядит при максимальных значениях параметров Fade Amount (Ослабление эффекта) и Tonal Width (Ширина тонового диапазона). А как же они регулируются через маску? Достаточно просто. Ширину тонового диапазона можно регулировать кривыми примененными к маске.

    Выделите маску

    и откройте окно "Кривые".

    Захватите курсором кривую в верхнем правом углу и начните ее сдвигать влево. Эффект будет точно таким, как если бы вы стали уменьшать значение параметра Tonal Width (Ширина тонового диапазона).

    Теперь снова выделите маску и откройте окно "Свойства".

    И начните уменьшать значение "Плотность". То есть, просто уменьшать непрозрачность маски. Это будет эквивалентно уменьшению значения параметра Fade Amount (Ослабление эффекта). Тут стоит оговориться. В отличии от тонового диапазона, уменьшение непрозрачности маски немного отличается от изменения значения параметра Fade Amount (Ослабление эффекта). Но эти отличия незначительны, принцип тот же самый.

    Таким образом видно, что при увеличении значения параметра Fade Amount (Ослабление эффекта), ослабление ореолов тем сильней, чем светлее область, где они образуются. При этом, ослабляются как светлые, так и темные ореолы. Думаю, что такой алгоритм был выбран не случайно. Если бы речь шла о нерезком маскировании, то там светлые ореолы образуются только на светлых же областях. А этот фильтр использует алгоритмы деконволюции. При использовании которых образуются "полосатые" ореолы (подробно о методах деконволюции, "полосатых" ореолах и прочем, будет рассказано в следующей части). То есть, на светлых областях присутствуют вторичные темные ореолы, что хорошо видно на примерах выше. Поэтому, естественно, нужно в фильтре иметь возможность от них избавиться.

    Для лучшего понимания работы этих параметров, настоятельно рекомендую самостоятельно поупражняться с этой, или аналогичной ей картинкой.

    Параметр Tonal Width (Ширина тонового диапазона) задает тоновый диапазон, где будет происходить ослабление ореолов. Чем выше его значение, тем темнее будут области, где будет происходить ослабление ореолов.

    А вот с параметром Radius (Радиус) беда. В хэлпе об этом параметре сказано крайне туманно. Мартин Ивнинг в своей книге "Photoshop для фотографов", утверждает, что этот параметр, как и Tonal Width (Ширина тонового диапазона), аналогичен такому же в команде "Shadow/Highlight" (Тени/Света). То же самое утверждает и Андрей Журавлев. Так ли это на самом деле, вы легко можете проверить сами. И убедиться в том, что утверждение Андрея:

    "Алгоритм формирования области ослабления ореолов (фактически — маски, через которую осуществляется ослабление) и набор настроек аналогичен инструменту Shadow/Highlight: маска формируется из финальной картинки на основании значения параметра Tonal Width, а потом размывается в соответствии со значением параметра Radius.

    Radius определяет степень размытия маски, через которую осуществляется ослабление ореолов."

    не отражает реального положения вещей. Если кто-то сможет ткнуть меня носом в пример работы этого параметра, я буду безмерно благодарен. Потому что перепробовав кучу всевозможных сочетаний режимов и значений параметров, я так и не смог увидеть примеров "размытия маски" и найти практическое применение этому ползунку. Слишком слабое, едва заметное для глаза, а главное, невнятное воздействие. Кстати, утвеждение, что маска формируется из финальной картинки, а не исходной, тоже, мягко говоря, не верно. Можете легко убедиться в этом сами. Но это нюансы, общий принцип тот же. А вот радиус так и остался загадкой.

    Подводя итог, можно сказать, что панель Shadow/Highlight (Тени/Света) осуществляет не раздельное регулирование светлых и темных ореолов, как думают многие, а раздельно регулирует степень ослабления воздействия фильтра на светлых и темных областях изображения.

    Теперь рассмотрим самый важный параметр в этом фильтре режим More Accurate (Точнее). Самый "загадочный" режим, если судить по описаниям его работы различными авторами. Кто-то выражает недоумение таким названием этого режима. Целый ряд авторов даже не попытались разобраться в нем, и описывают его работу буквально дословно, соответственно названию, как в родном хэлпе. Кто-то попытался разобраться, но сделанные выводы оказались не точны. К сожалению, и в родном хэлпе почти ничего не сказано об этом режиме. Но самая большая ошибка разработчиков, на мой взгляд, заключается в том, что они ни слова не сказали о том, что это принципиально новый инструмент по сравнению с нерезким маскированием. Он является попыткой не просто вернуть резкость размытому изображению, но и частично восстановить утраченные детали. Дело в том, что резкость можно повысить не только созданием локального контраста вокруг границы перехода. Существует еще методы деконволюции, о которых я уже достаточно много говорил в предыдущих частях. Это попытка чисто математическим путем восстановить фокусировку в размытом изображении. Наличие в фильтре этого режима, наряду с режимами размытие в движении и размытие при малой глубине резкости, и является попыткой разработчиков внедрить некоторые математические алгоритмы деконволюции в обработку изображений. Насколько удачной оказалась эта попытка, посмотрим ниже.

    Грешен. Сам, не до конца разобравшись, сначала, решил, что этот режим больше похож на маркетинговый ход, как утверждают некоторые авторы. Однако, оказалось, что это не так. Потом, поняв, что делает этот режим, я сделал совершенно бредовый вывод относительно его применимости, в старой редакции статьи.

    Однако, давайте все по порядку, посмотрим, как работает этот параметр. На следующей картинке показано, как влияют на контрастную границу различные режимы фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость) с включенным параметром More Accurate (Точнее). Слева, для сравнения, воздействие Unsharp Mask (Контурная резкость).

    Видно, что включение этого режима создает вокруг первичных ореолов еще по паре ореолов (менее интенсивных) инверсных друг другу. То есть, граница, где происходит затухание первичного ореола, становится новой границей перехода.

    Некоторые авторы пишут, что включение этого режима эквивалентно двойному проходу фильтра. В том, что это не так, вы можете легко убедиться сами. Обработайте изображение с включенным режимом More Accurate (Точнее), и дважды (не меняя параметров) с выключенным. Результаты будут абсолютно разными. Работу этого режима можно грубо описать, как второй проход фильтра, но без воздействия на первичную границу перехода. То есть, в этом режиме создаются только вторичные ореолы вокруг новых границ, образовавшихся в результате действия фильтра, без повторного воздействия на первичную границу. Но это очень грубое описание, чтобы понять общий принцип. На самом деле немного меняется также и форма первичных ореолов.

    Суммарная ширина образующегося "полосатого" ореола ровно в два с половиной раза больше ширины первичного ореола (когда режим More Accurate отключен). И этот режим работает аналогичным образом в любом из режимов "Remove"(Удаление). Однако, из-за путаницы между истиной шириной ореолов и значением параметра радиус, для каждого из режимов это будет своя величина (смотри выше).

    Как уже говорилось выше, использование этого режима по замыслу разработчиков, в первую очередь предназначено в сочетании с режимами Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) и Motion Blur (Размытие в движении). Где его работу, наверное, и можно было бы описать словом "точнее" для несведущего человека. Хотя, на самом деле, это ничто иное, как один из методов деконволюции. С моей точки зрения, это недоработка, которая создает путаницу, и не позволят использовать все возможности фильтра рядовому пользователю. Разумнее было бы, либо создать подробное описание в хэлпе, либо сделать этот режим неактивным в режиме гауссовское размытие.

    Но еще большим бредом, создающим дополнительную путаницу для обладателей русской локализации, является перевод режима Lens Blur. Какой-то клинический идиот вместо вменямого термина приплел сюда еще и ГРИП и перевел это, как "размытие при малой глубине резкости". Всего два слова, Lens Blur. Ну вот куда понятней? "Размытие объектива". При чем тут глубина резкости? А главное, и рядовому пользователю сразу было бы понятно, что режим предназначен для борьбы с неизбежным для любой оптики размытием, в силу чисто физических причин.

    На деле все так и есть. Действительно, данный режим предназначен для устранения присущего любому объективу размытия. Насколько хорошо он с этим справляется и как с ним работать, рассмотрим в следующей части. Где, так же, рассмотрим и уже новую версию фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость). В этой части я специально не стал детально разбираться с режимом More Accurate (Точнее), потому что лучше его рассматривать вместе с обновленным фильтром.

    photo-monster.ru

    Всё про резкость. Часть 13.

    Повышение резкости при уменьшении изображения. Инструменты и методы.

    В этой части мы от общих рассуждений переходим, наконец, к практике. Все инструменты мы разобрали. Обработали нашу фотографию и правильно уменьшили. Осталось только повысить в ней резкость.

    Хотя при повышении резкости при уменьшении фотографии и есть свои нюансы, в целом, эта процедура проще, чем работа с оригиналом. Проще потому, что при уменьшении фотографии в 3-4 и более раз, в значительной степени нивелируется разница в оптике. Степень размытия в ресайзе становится существенно меньше и практически одинаковой для разных камер и объективов. Ширина реальной границы размытия не превышает одного пикселя.

    На вопрос "Ну и как же лучше всего повысить резкость в ресайзе?" есть один, до смешного простой ответ. Unsharp Mask (Контурная резкость) с силой воздействия 500% и радиусом 0,2. Да-да, именно так. Предвижу удивленные возгласы: "Тихоня, и это все???!!!" (с) (фраза из мультфильма "Джек в стране чудес"), "И ради этого мы читали столько многабукоф?". Ну, я немного слукавил, конечно, но в целом, ответ именно такой. В 90% случаев такой метод выдаст очень приличного качества картинку. Однако, все же, не все настолько просто, если вы хотите получить действительно отличный результат.

    Давайте вспомним, что же у нас есть в арсенале для повышения резкости. А есть у нас 4 инструмента. Это Unsharp Mask (Контурная резкость), Smart Sharpen ("Умная" резкость) со старым и новым режимом работы, и фильтр Camera Raw.

    С Unsharp Mask (Контурная резкость) мы уже разобрались. Можете сами проверить. Возьмите фотографию, сделайте ресайз до, скажем 900х600 и примените с указанными выше параметрами. А как поведут себя на ресайзе другие фильтры? Можете сами поиграться, а можете поверить на слово. Smart Sharpen ("Умная" резкость) и в старой версии (режим More Accurate (Точнее) должен быть включен), и в новой версии (параметр "Уменьшить шум" сдвинут до нуля), наилучший результат даст в режиме Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) с силой воздействия 500% и радиусом 0,1. Причем, если вы попробуете сравнить результаты работы всех этих трех фильтров, отличий вы не сможете заметить даже на увеличенном изображении. Они есть, но чтобы их увидеть нужно применять уже специальные методы.

    Осталось проверить работу фильтра Camera Raw. Наилучший результат на ресайзе получается с максимальной силой воздействия 150, минимальным радиусом 0,5 и нулевыми значениями детализации и маскирования. Жаль, что программа не позволяет задать радиус еще меньше. И давайте теперь сравним то, что у нас получилось с использованием фильтра Camera Raw с результатами работы остальных фильтров. Так как между собой они почти неразличимы, можно сравнивать не со всеми, а только с одним, любым из них.

    Слева, увеличенный в 4 раза фрагмент оригинала. В центре, отработал Smart Sharpen ("Умная" резкость). А справа, то, что нам выдал Camera Raw. Если присмотреться, то можно заметить, что Camera Raw чуть-чуть иначе восстановил самые мелкие детали. Впрочем, в масштабе 1:1 различия почти не видны. Так что можно воспользоваться практически любым из 4 фильтров.

    А происходит это потому, что на таких малых радиусах реальная ширина образующегося ореола равна ровно 1 пикселю. И нет абсолютно никакой разницы, какой фильтр мы использовали. Раз ореол имеет ширину 1 пиксель, то ни о какой его форме речи не может быть. Он может быть только светлым или темным. Отличаться будет только интенсивность ореола, которая легко регулируется. Разницу в работе фильтров можно увидеть только при бОльших значениях радиусов. Когда реальная ширина ореолов уже 2 и более пикселей. Для Unsharp Mask (Контурная резкость), это радиусы от 0,5 (вспоминаем гауссово распределение). Для Smart Sharpen ("Умная" резкость) в режиме More Accurate (Точнее), это радиусы уже от 0,2. Потому что помимо первичных ореолов, начинают формироваться уже и вторичные инверсные ореолы. Почему это происходит (хотя, в теории, и не должно) было подробно описано в 10 части цикла. Именно из-за них, после применения экшена Павла Косенко (при всей его достаточно качественной работе), можно наблюдать в некоторых областях определенный "звон".

    Естественно, рецепт не абсолютно универсальный. Зависит как от характера самой фотографии, так и от финального размера. Если фотография сильно уменьшена, то силу воздействия можно задать и поменьше. Если же, наоборот, ресайз довольно большой, то иногда можно было бы задать воздействие и побольше. Как это сделать, когда оно и так максимально возможное в фильтре, увидим ниже.

    Вы спросите: "Ну и зачем было столько читать про все эти фильтры, про то, как они устроены, если можно было сразу сказать наилучшие параметры?". Отвечу, что нужно. В особенности, когда мы будем разбирать, как повышать резкость в фотографиях с оригинальным разрешением. Но и сейчас, не стоит расслабляться. Вы думаете, что это все? Можно, конечно, остановиться и на этом. Картинка получается достаточно качественная. Но можно сделать еще лучше.

    Но прежде, чем мы займемся дополнительным улучшением, давайте посмотрим, как лучше использовать воздействие фильтров, без применения их к самому слою с изображением. Возьмите любую свою фотографию и уменьшите ее с билинейной интерполяцией до размера 900х600. Я же буду использовать размер 600х400, чтобы изображение без искажений умещалось на этом сайте. Например, вот такую фотографию

    Давайте теперь создадим копию слоя с исходным изображением и назовем ее "Resize Sharpen". По большому счету, нужно было бы сделать сначала копию слоя, перевести его в ч/б  и создать копию уже ч/б слоя. Но для простоты пока это пропустим.

    И применим к этому слою любой из этих фильтров с указанными выше параметрами. Я в дальнейшем буду по умолчанию использовать Smart Sharpen ("Умная" резкость), вы же можете любой другой из этой четверки. Если резкость вам покажется несколько избыточной, пока не обращайте на это внимания. Вот что получилось у меня. Явно многовато. Тем более, что у меня и размер меньше. Но я пока это игнорирую.

    То есть, на нижнем слое у нас исходное уменьшенное изображение, а на верхнем слое после повышения резкости. И вот давайте теперь из верхнего слоя вычтем нижний. Как это сделать? Очень просто. Используем команду "Изображение" -  "Внешний канал".

    На что здесь нужно обратить внимание, если вы еще плохо знакомы с этой командой. В поле "Слой" выберите тот слой, который будете вычитать. В поле "Канал" можно выбрать отдельный канал, но сейчас нас интересует композитное изображение, поэтому стоит RGB. В поле "Наложение" выбираем режим "Вычитание". В поле "Сдвиг" задаем 128. Это та величина яркости, относительно которой будут отображаться результаты вычитания. В поле "Масштаб" ставим 1. Правильнее было бы поставить 2, чтобы уменьшить в 2 раза результат вычитания, но у меня есть дальнейшие планы на этот слой, поэтому выбираем 1.

    Вот что у нас получилось в результате вычитания. Серое поле с картой ореолов. То есть, мы оставили слой с исходным изображением без изменений, а вынесли все воздействие фильтра на отдельный высокочастотный слой

    Теперь, чтобы вернуться к нормальному изображению нужно наложить этот слой в режиме Линейный свет.

    В результате, из-за того, что мы выбрали во внешнем канале масштаб равный 1, а не 2, получили еще большую избыточность резкости. Это произошло из-за того, что режим Линейный свет удваивает эффект и двойку нужно было бы ставить, чтобы скомпенсировать это. Однако, мы пошли на это осознанно. Для чего, будет видно ниже.

    Ну и зачем столько лишних телодвижений, да еще и с чрезмерной резкостью? Все очень просто. Мы получили отдельный от исходного изображения слой, который отвечает за резкость. Если нам что-то не понравилось, не нужно возвращаться назад к исходному изображению и по новой применять фильтр подбирая другие параметры. Теперь мы можем осуществлять с ним различные действия, не затрагивая исходник. Начнем с того, что ровно вдвое снизим непрозрачность слоя (до 50%), чтобы вернуться к начальному варианту, когда мы применили фильтр к копии изображения. Вообще-то, для режима наложения "Линейный свет", математически правильнее снижать непрозрачность в поле "Заливка" а не "Непрозрачность". Но, учитывая то, что процедура повышения резкости во многом субъективна, можно пользоваться тем, к чему больше привыкли. Именно для этого я во внешнем канале и предложил выставить масштаб 1, а не 2. Чтобы мы могли не только ослаблять воздействие фильтра уменьшая непрозрачность, но и, в случае необходимости, увеличивать его. Можно было бы поступить и иначе. Создать корректирующий слой "Кривые" и управляя формой кривой менять интенсивность воздействия. Причем, раздельно для светлых и темных ореолов. Но, как мне кажется, не очень опытным пользователям регулировать степень воздействия удобнее и наглядней, меняя непрозрачность слоя. Впрочем, кому как удобней.

    Отдельный слой отвечающий за резкость мы создали. Теперь, неплохо бы еще иметь возможность раздельно управлять темными и светлыми ореолами. Сделать это легко. Как я уже упоминал выше, это можно было бы сделать созданием корректирующего слоя "Кривые". Но мы пойдем другим путем. Давайте сделаем копию нашего высокочастотного слоя и назовем новый слой Resize Sharpen Light. А слой Resize Sharpen переименуем в Resize Sharpen Dark.

    Теперь, двойным кликом по слою Resize Sharpen Dark откроем окно стиля слоя и сдвинем правый ползунок в поле "Данный слой" до 128.

    Таким образом слой Resize Sharpen Dark теперь будет отображать только то, что темнее 50% серого. То есть, то, что нам и нужно, только темные ореолы.

    Точно так же, двойным кликом, открываем стиль слоя для Resize Sharpen Light и сдвигаем до 128 уже левый ползунок. Помимо этого, в поле "Подлежащий слой" раделяем правый ползунок щелчком мышки около него с зажатой клавишей "Alt". И левую часть ползунка сдвигаем до 160, а правую до 192.

    С этим слоем мы поступили немного иначе. Так же, как и в предыдущем случае, ограничили диапазон отображаемых яркостей. Сделав для этого слоя видимыми только светлые ореолы. Но помимо этого ограничили диапазон яркостей на исходнике, где светлые ореолы будут отображаться. Данные значения не аксиома, поэтому можете поменять их по своему вкусу. Вплоть до того, чтобы вообще убрать это ограничение.

    Вот и все. Все, что касается непосредственно повышения резкости путем восстановления размытых контуров. Для удобства можно сделать вот еще что. Объединить эти 2 высокочастотных слоя в группу. Выделяем оба слоя, идем в меню "Слои" - "Новый" и выбираем там "Группа из слоев". Даем название группе Resize Sharpen и по желанию можем задать ей еще и цвет.

    Теперь осталось вернуть слоям непрозрачность 100%, а непрозрачность самой группы понизить до 50%. Действия необязательные, но так, на мой взгляд, удобней. Чтобы изменить степень воздействия вам не нужно будет менять по очереди непрозрачность на двух слоях, а достаточно поменять непрозрачность всей группы. Обычно, интенсивность светлых ореолов делают несколько меньше, чем темных. Потому что именно светлые ореолы дают излишний "звон" в изображении. Для этого можно уменьшить непрозрачность слоя Resize Sharpen Light в группе до 70%-80%.

    Вот что получилось у меня после всех этих дополнительных манипуляций. Уже ощутимо лучше.

    Таким образом мы получили гораздо более гибкий и удобный инструмент для повышения резкости, нежели просто использовали бы один из фильтров. А главное, мы не затрагиваем исходное изображение. Для точной настройки резкости не нужно по много раз возвращаться назад к исходному изображению. Все делается оперативно с группой из 2 высокочастотных слоев. Добавление, или уменьшение резкости осуществляется регулировкой непрозрачности группы. Более тонкие настройки осуществляются уже индивидуально с каждым слоем. Конечно, повторение всех этих телодвижений каждый раз по новой, с каждой новой фотографией, выведет из себя кого угодно. Поэтому, эту последовательность действий лучше записать в экшен. Примеры готовых экшенов я выложу в следующей части.

    ВАЖНО! Выявлен плавающий баг. Евгений Карташов обнаружил конфликт некоторых драйверов видеокарт с Photoshop. Баг проявляется в том, что у ряда пользователей не корректно работает фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) при значении радиуса 0,1. В некоторых случаях при таком значении радиуса не происходит никаких видимых изменений.

    Отдельная благодарность Евгению Карташову за выявление этого бага и за простой способ решения данной проблемы. В случае наличия конфликта, для корректной работы фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость) нужно в настройках Photoshop в разделе "Производительность" отключить использование графического процессора.

    Это необходимо для ручной работы. В случае использования экшенов из пакета Skitalets Sharpen начиная с версии 6.6 и выше, пользователю ничего дополнительно делать не нужно. Экшен сам, на время своей работы, отключает графический процессор, а по окончании работы, снова подключает.

    У нас получился удобный инструмент повышающий резкость. Но, глядя на итоговую картинку, все равно, чего-то не хватает. Чего же именно не хватает и как этого не хватающего добавить к изображению, мы рассмотрим в следующей части.

    photo-monster.ru


    Смотрите также