Как снизить шум на фотографиях в Lightroom. Подавление шума фотошоп


Подавление шумов в фотошопе

Сегодня мы постараемся с вами рассмотреть очень важную тему в обработке фотографий — подавление «шума». Почему я поставил ее в самом начале нашего изучения Photoshop CS? Потому что, пока мы не решим вопрос удаления или снижения «шума» нашей картинки, мы не можем начать ее обработку без ухудшения качества изображения, ведь при любой обработке, както: коррекция уровней, «шарпенинг» и т. д. — мы фактически будем только усиливать «шум» и ухудшать картину.

Безусловно, мы говорим о фотографиях, на которых «шум» присутствует в сильно выраженной форме. Это кадры, полученные с «цифромыльниц», недорогих сканеров или даже с дорогих цифровых зеркальных камер класса DSLR, но снятых при больших уровнях чувствительности (ISO 400 и более). Мы не будем вдаваться в причины, порождающие этот «шум». Для фотолюбителя это принципиального значения не имеет, поскольку он не в силах изменить практические показатели своего фотоаппарата или сканера. Мы рассмотрим разные способы борьбы с этим неизбежным злом, используя встроенные инструменты и операции Photoshop’а, а также, так называемые «плагины» — встраиваемые программные модули сторонних производителей, которые программой рассматриваются как дополнительные фильтры.

Урок Фотошопа

Итак, наша фотография открыта. Хочу сказать сразу — старайтесь производить все возможные обработки в шестнадцатибитном режиме (если это возможно). Если вы получили изображение с камеры DSLR, то конвертируйте его из RAW в шестнадцатибитный TIFF, если исходное изображение имеет 8 бит, то переведите в 16. Более подробно преимущества шестнадцатибитной обработки мы рассмотрим в апрельском номере журнала. При восьмибитном режиме вы имеете всего 256 (28) градаций между черным и белым. А при шестнадцати... Как говорится: почувствуйте разницу! (Рис. 1) Снимок этой симпатичной белочки сделан аппаратом Canon EOS 10D при чувствительности ISO 1600 в условиях достаточно низкой освещенности, что обусловливает увеличение доли «шума» в картинке (особенно в тенях). На первый взгляд все нормально, но давайте увеличим один из фрагментов изображения, содержащий разные элементы фона и переднего плана. (Рис. 2)

Урок Фотошопа И вот фотография представляется совсем не такой радостной, как на первый взгляд. Особенно это заметно на элементах фона. Элементы переднего плана (мех и дерево) в значительной мере маскируют «шум», поэтому основной упор мы будем делать на подавление «шума» в тех местах, где он наиболее заметен. Первым делом мы копируем наше изображение на новый слой, просто стаскивая пиктограмму нашим замечательным пером планшета Wacom Graphire 3 или нажав Ctrl J. Примите на вооружение правило: никогда не работать с исходным изображением — только с копией слоя, тем самым вы сэкономите нервы и время. Более подробно к этой теме мы вернемся в одном из следующих номеров журнала. Я надеюсь, что вы уже перевели (или уже имеете) ваше изображение в шестнадцати битное. Одним из самых простых и доступных встроенных фильтров для подавления «шума» является фильтр Dust Scratches. («Пыль и царапины»). (Рис. 3)

Урок Фотошопа

Для большей наглядности увеличим элемент изображения, содержащий фон и передний план. (Рис. 4) Сейчас делаем основной упор на подавлении «шума» фона, не особо обращая внимание на изменения, происходящие с элементами переднего плана. Меню фильтра Dust Scratches содержит всего два настраиваемых ползунка — это Radius (радиус), определяющий радиус воздействия фильтра в пикселах. Поскольку наш «шум» носит высокочастотный характер, то устанавливать этот параметр выше значения 56 не имеет смысла. Второй параметр Threshold (порог), устанавливающий чувствительность фильтра (яркостной перепад пикселов, на которые будет воздействовать фильтр). Установите этот параметр по визуальному восприятию картинки (в зависимости от исходного изображения этот параметр может варьироваться в пределах от 0 до 10). Следующим этапом мы, устанавливая прозрачность нашего корректируемого слоя, установим наиболее приемлемое значение по общему фону, просматривая в увеличенном варианте разные элементы картины. В нашем случае, соблюдая принцип разумной достаточности, вполне удовлетворительным можно считать прозрачность 70 процентов. На этом подавление «шумов» фона можно считать законченным, его мы трогать уже не будем.

Урок Фотошопа

Теперь начинаем самое сложное — ручная художественная работа по возвращению элементов переднего плана. Вот здесь особо проявится необходимость работы в отдельном слое. Для примера увеличим фрагмент головы белки. Для реставрации применим элемент Eraser (ластик), включив его клавишей E (не забудьте, что все сокращения быстрых клавиш работают только в латинской раскладке клавиатуры). Размер нашего инструмента регулируется клавишами [ и ], его жесткость клавишами Shift[ и Shift]. Силу воздействия мы регулируем нажимом нашего чудесного пера. Установите для начала прозрачность ластика 30 процентов, нажав клавишу [ 3 ]. (Рис. 5)

Урок Фотошопа

Начните стирать от центра к краям. Для того чтобы полностью удалить слой в нужном месте, просто пройдитесь по этому фрагменту несколько раз пером, отрывая его от поверхности планшета перед новым проходом (аналогично нажатию левой клавиши «мышки»). По мере приближения к контуру объекта можете ослаблять нажим пера, при этом слегка затрагивая сам переход в тех местах, где это необходимо. На больших участках увеличивайте размер инструмента, на малых уменьшайте. Конечный результат — дело вашей фантазии и аккуратности. По окончании работы можете свести слои нажатием CtrlShiftE. Примерно аналогичное воздействие имеет и встроенный фильтр Median в той же панели. Применение подобных фильтров целесообразно именно в таких изображениях, где можно достаточно легко отделить объект от фона и где на основном объекте содержится много мелких деталей, соизмеримых по размеру с «шумом», которые будут его маскировать. Иногда они дают очень приличные результаты при незначительных усилиях. Гораздо интереснее применение дополнительных «плагинов» сторонних производителей, специально предназначенных для подавления цифрового «шума». Такие, например, как Neat Image. На мой взгляд, это одна из лучших программ в этом классе, поэтому мы более подробно остановимся на ее применении и особенностях. После инсталляции программы в папку PlugIns Photoshop и запуска последнего наш новый «плагин» появляется в списке дополнительных фильтров. Давайте его запустим. На данном этапе оставим все установки программы выполненными по умолчанию. Поскольку формат нашей статьи не позволяет досконально разобрать весь интерфейс программы и его установки, то рассмотрим только основные возможности. Этого будет достаточно для начала самостоятельной работы. Подробную инструкцию на шестидесяти страницах можно скачать на сайте производителя. Программа имеет две основные возможности определения уровня «шума» (его образца). (Рис. 6)

Урок Фотошопа

Первая возможность, это загрузка профиля «шума» с диска (профили «шумов» для разных уровней чувствительности и многих моделей аппаратов выложены бесплатно на сайте производителя программы). Или вы сами можете определить уровень «шумов» своего аппарата при помощи второго метода, сохранить его на своем диске, а потом просто загрузить. Вторая — автоматическое определение уровня «шумов» по элементу картинки, не содержащему важных элементов изображения (в нашем случае это равномерный фон). Остановимся на автоматическом определении уровня «шума», поскольку это наиболее интересно читателям. Масштабирование изображения и его перемещение в окне аналогичны окну Photoshop’а. Для определения зоны, которая будет служить тестовой для программы, выделите пером на изображении прямоугольник от левого верхнего угла к правому нижнему. Размер прямоугольника может быть произвольным, но чем он больше, тем точнее будет «шумовой» профиль, построенный программой. При необходимости его можно перетаскивать пером в любую область изображения или нарисовать новый. (Рис. 7)

Урок Фотошопа

После этого нажимаем кнопку Auto Profile (автопрофиль). Через некоторое время профиль готов. Теперь переходим в меню Noise Filter Settings и начинаем непосредственно настраивать наш фильтр на максимальную эффективность. Нажмите кнопку Preview (предварительный просмотр) для наблюдения за воздействием фильтра на изображение, перетащив появившийся квадратик зоны просмотра на нужный участок картинки. Я всегда стараюсь захватить и объект, и задний план. Для лучшего просмотра максимально увеличьте изображение. (Рис. 8)

Урок Фотошопа

Как видим, результат автоматической фильтрации схож с предыдущим фильтром, рассмотренным выше в отношении фона, а в отношении объекта он стал более избирательным. При нажатии курсора «мыши» или пера внутри квадрата превью вы можете отменять действие фильтра. Теперь настройкой ползунков фильтра в правой части панели вы можете изменять силу и область воздействия фильтра на изображение. Стандартная панель настройки фильтра содержит следующие настройки (Рис. 9):Noise Filter Settings — уровни «шума», определенные фильтром в Luminance (яркостном) и Chrominance (цветовом) каналах соответственно.Noise Reduction Amounts — величина подавления «шума» в этих каналах.Sharpening Amount — величина усиления резкости изображения. Перемещая те или иные движки, вы можете в реальном времени наблюдать их воздействие на изображение, при этом рекомендую проверить это на нескольких положениях окна превью на картинке для получения наилучшего суммарного результата. Отдельно хочу сказать о шарпенинге этого фильтра. Рекомендую для начала устанавливать его не более 30 процентов, если, конечно, вы планируете продолжить дальнейшую обработку. Вопросом поднятия резкости изображений мы займемся несколько позже, поскольку на этапе удаления «шумов» до последующей коррекции изображения поднимать шарпенинг в окончательном варианте не очень хорошо. Это одна из заключительных операций подготовки изображения.

Урок Фотошопа

Итак, вы настроили параметры фильтра и применили его к изображению. Дальнейшая коррекция картинки может быть выполнена теми же элементами и способами, что и в описанных ранее методах работы со слоем. Если вы можете сразу определить элементы изображения, к которым нужно применить фильтрацию, то для упрощения работы можно создать маску, о работе с которой мы поговорим в следующем номере. После того как вы освоитесь с работой стандартной панели настройки фильтра, можете перейти к Tools\Advanced Mode (расширенный режим). Это позволит вам более гибко настраивать подавление «шумов» в трех раздельных частотных диапазонах High\Mid\Low. Я думаю, эти и другие возможности данного прекрасного фильтра вы освоите самостоятельно, поскольку это очень увлекательное занятие.

Урок Фотошопа

____________________

Читайте также:

Урок Photoshop. Обработка фотографий фильтром Distort

Имитируем Tilt-shift эффект

Добавляем солнце вместо дождя

rosphoto.com

Как снизить шум на фотографиях в Lightroom

Как правило, слово “шум” наиболее часто используется для описания звука, зачастую громкого и вызывающего раздражение или другую негативную реакцию. Но иногда шумом подразумевается не только звуковое искажение, мешающее передаче сигнала или информации. 

В области фотографии словом шум обозначается зернистость и ложная передача цвета на изображении, что зачастую приводит к потере деталей и искажению цветопередачи.

Шум – это те же самые электронные помехи, которые вы наблюдаете на экране телевизора, слышите по радио или во время телефонного разговора. В камерах такой шум представляется чем-то вроде гранул песка, которые по мере увеличения помех сами увеличиваются в размере, цветовых вариациях и становятся все более беспорядочными. В большинстве случаев, хорошие камеры способны вполне удовлетворительно смягчить шум, а камеры с полнокадровыми матрицами справляются с этой задачей лучше всего.

Шум на фотографиях увеличивается по мере увеличения значения ISO или при удлинении выдержки, поскольку тогда увеличивается так называемое соотношение сигнал-шум. Пытаясь заполучить больше фото-информации, мы усиливаем  сигнал, но это неизбежно приводит к погрешностям в передаче (соответственно к появлению шума).

Это изображение ярко иллюстрирует появление крапинок и зерен ошибочных цветов, наличие  такого рода шума распространено при использовании больших значений ISO, т.е. когда мы пытаемся сделать изображение светлее и ярче. ISO 3200 на EOS 1D Mark IV.

Возможность камеры уменьшать шум охватывает несколько различных аспектов:  размер светочувствительного сенсора, технологии, цифровой процессор, программное обеспечение и вклад самого фотографа (настройки камеры и пр.). Чтобы изначально создавать фотографии с минимальным количеством шума, необходимо ознакомиться со всеми факторами, влияющими на их появление.

Уменьшение шума

Функция подавления шума, грубо говоря, очищает сигнал, полученный камерой. Алгоритмы шумоподавления стараются устранить различные виды помех, которые на фотографиях выражаются в виде шумов.

Даже после незначительного уменьшения шума наблюдается заметное улучшение общего вида картинки. Были убраны ложные цвета, зернистость стала более равномерной, а также была увеличена детализация.

Снимок кольца, сделанный с использованием дневного света и светодиода на низкой мощности, чтобы добавить сверкание. Настройки камеры: 1/100sec, f/8.0, ISO 3200, 100mm macro. В программе Lightroom была применена функция подавления шума.

Совсем избавиться от шума невозможно, поскольку сигнал не может быть идеально чистым. Подавление шума не эквивалентно его полному устранению. Кроме того, чрезмерное использование функции шумоподавления может привести к потере качества изображения. Поэтому без фанатизма всегда подбирайте наиболее оптимальные значения, не влияющие на качество фотографии.

При чрезмерном шумоподавлении теряются как детали, так и резкость изображения.

Как и в отношении камеры, подавление шума во время постобработки является, по сути, балансировкой между изначальными возможностями камеры, возможностями используемого программного обеспечения и пользовательскими настройками.

Функция подавления шума в Lightroom

В модуле Develop в программе Adobe Photoshop Lightroom вы найдете раздел под названием Detail, где располагаются нужные нам инструменты Sharpening и Noise Reduction. Инструмент Noise Reduction разбивается на два подраздела: Luminance (Яркость) и Color (Цвет). Каждая из категорий имеет свой набор корректирующих слайдеров.

Слайдер Luminance отвечает за зернистость, а слайдер Color за цвет шума. Соответственно первый слайдер будет смягчать зернистость, в то время, как второй будет работать с элементами, цвет которых выбивается из общей картины. Поскольку программа разграничивает области подавления шума, вы можете понять, какой тип шума преобладает на вашей фотографии.  

Подавление шума Luminance

В первой секции инструмента Noise Reduction находятся слайдеры, относящиеся к  Luminance (Яркость): Luminance, Detail и Contrast. Они контролируют три аспекта яркостного шума.

Эффект наиболее заметен при движении первого ползунка Luminance, остальные два ползунка вносят более тонкие изменения

  • Ползунок Luminance фокусируется на зернистости шума. По мере увеличения эффекта, зерна будут всё больше и больше сливаться. Если вы уведете ползунок слишком далеко, то такие детали, как волосы и текстура ткани просто пропадут.
  • Следующий ползунок Detail (Детализация) регулирует порог эффекта, который создает изменение в Luminance. То есть он помогает восстановить некоторые детали, которые были потеряны после использования слайдера, отвечающего за яркость шума (Luminance).
  • И наконец, слайдер Contrast (Контраст) влияет на контраст каждого отдельного “зерна”. Работает он аналогично стандартному инструменту, отвечающему за контрастность, но в меньшем масштабе. Эффект от его использования трудноуловим даже при значении 100.

Подавление шума Color

Далее следует секция со слайдерами, регулирующими подавление цветового шума. К ним относятся: Color, Detail и Smoothness. Они контролируют три аспекта цветового шума.

Эффект наиболее заметен при движении первого ползунка Color, остальные два ползунка вносят более тонкие изменения.

  • Слайдер Color воздействует на “цветную рябь” на вашей фотографии, приводя пиксели к цветовой однородности. Но если вы уведете слайдер слишком далеко, то все похожие цвета смешаются и сгладятся.
  • Слайдер Detail работает аналогично одноименному слайдеру в секции Luminance и регулирует порог создаваемого эффекта.  
  • Слайдер Smoothness определяет, насколько плавным будет переход между исправленными цветами. Он аналогичен ползунку Contrast. Его эффект также едва уловим.

Другие инструменты для подавления шума

Иногда возникает потребность применить функцию подавления шума выборочно, т.е. не ко всем участкам изображения. Три инструмента в программе LightRoom позволяют сделать это: Radial Filter, Gradient Filter и Adjustment Brush. Каждый из этих инструментов имеет слайдер, с помощью которого можно отрегулировать шум только в тех областях, к которым был применен данный инструмент.

Выборочное применение функции подавления шума особенно полезно в случаях, когда глобальное изменение приведет потере качества изображения или когда вы хотите обладать большим контролем над применением данного эффекта. К примеру, при  увеличении яркость тени имеют особенность шуметь больше, нежели светлые участки. Вы можете применить один из этих инструментов, чтобы уменьшить шум именно в теневых зонах вашей фотографии.

Повышение резкости и подавление шума

Устаревшая камера, использование очень высоких значений ISO  и прочие факторы могут привести к появлению интенсивного шума, который требует подавления. Однако, во многих случаях сильное подавление шума приводит к неприятному последствию, а именно потере деталей и замыленности. Чтобы воспрепятствовать этому эффекту, вы можете применить инструмент Sharpening (Увеличение резкости).

Даже при, казалось бы, незначительном сдвиге ползунка Sharpening  происходят весьма значительные изменения. Однако, использование этого инструмента может вновь вернуть шум, от которого мы так упорно избавлялись. На этот случай есть маленькая хитрость, а именно ползунок Masking, который помогает восстановить резкость, не влияя на нашу работу над подавлением шума. При значении 0 эффект применяется ко всей фотографии. При увеличении значения эффект распределяется на меньшую площадь, а именно на края, выделяющиеся высокой контрастностью.

Удерживая клавишу  Alt по мере передвижения слайдера, вы можете наблюдать области применения данного эффекта. Белые участки – область применения. Эта функция полезна в случаях, когда главной целью является уменьшение шума, но при этом необходимо оставить границы резкими.

Мы проиллюстрировали разницу между фотографиями с различными показателями Masking. Для первой фотографии было выставлено значение 80%, а для второй 20%.

Большим преимуществом использования маски для увеличения резкости (Sharpening) вкупе с инструментом шумоподавления (Noise Reduction) является то, что это дает возможность выставлять большие значения  Noise Reduction, но при этом оставлять резкими границы. Такая установка подходит для обработки кожи, стен, неба и других ровных поверхностей.

Пресеты для уменьшения шума

Конечной задачей данного урока является создание пресетов в Lightroom с учетом используемых камер и значений  ISO для дальнейшего многоразового использования. Вообще пресеты – это залог значительной экономии времени. Приведу пример из личного опыта. Шум, который появляется на фотографиях, сделанных моим Canon EOS 1D Mark IV,  при ISO 3200 и выше становится весьма заметным, поэтому я создал пресеты для конкретных параметров.

В зависимости от параметров, установленных на вашей камере и её характеристик, вы можете применить также и дополнительные манипуляции к пресетам, такие как Hue-Saturation (Цветовой тон/ Насыщенность), Luminance (Яркость) и пр.

Обведенный пресет я создал для редактирования фотографий, которые я снимаю в определенном месте, где чаще всего использую ISO 3200. Со временем к этому пресету я добавил пользовательские настройки баланса белого. Теперь в один клик я могу отредактировать (избавиться от шума и выправить баланс белого) все фотографии, снятые в данных условиях.

Заключение

И хотя работа над шумом начинается уже непосредственно во время съемки (низкие значения ISO, правильная экспозиция), но тем не менее важно уметь избавляться от шума во время постобработки. Ваша камера сделает все зависящее от неё, а Lightroom улучшит результат. Применение правильной техники шумоподавления позволит вам публиковать и печатать фотографии в более крупном формате. Использование пресетов будет значительно экономить ваше время, затраченное на постобработку.

Автор: Daniel Sone

photo-monster.ru

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Вас когда-нибудь смущал цифровой шум на фотографии? Казалось бы, отличный кадр с хорошим светом. Но, стоит только чуть ошибиться с настройками или попасть в сложные условия, где без высокого ISO не обойтись, сразу возникает проблема.

В чем проблема?

Пейзажные фотографии зачастую снимаются в сложных световых условиях. Например на рассвете или закате при съемке в сторону солнца сцена получается очень контрастной с большим перепадом яркости между тенями и светами. При съемке в сумерках контраст снижается, однако и количество света при этом тоже значительно уменьшается, поэтому снимать приходится на длительных выдержках, при этом чем гуще становятся сумерки, тем меньше деталей остается в теневых зонах. При последующем «проявлении» фотографий в RAW-конверторе возникает потребность часть деталей из теней все-таки достать, и в этот момент на снимке появляются шумы.

Ряд примеров можно продолжать. Например, шумы обязательно появятся на ночных фотографиях, снятых на высоком значении ISO. Они же будут рядом, если вы, вдруг, грубо ошибетесь в экспозиции на 1-2 ступени и затем компенсируете ошибку при обработке. В общем шумы в пейзажной фотографии — не такое уж и редкое явление, и умение с ними бороться — важный навык фотографа.

Что делать?

Функция удаления шума сейчас есть во многих программах и плагинах для «Фотошопа». Более гибкие настройки обычно имеют специализированные плагины для шумоподавления. Один из них я использую в своей работе, и называется он Noise Ninja (не входит в «Фотошоп», нужно устанавливать дополнительно). Перед тем как начинать разбор примера оговорюсь, что описанный ниже метод — универсальный, и может использоваться с любым другим плагином для удаления шумов.

Фотография, с которой мы будем работать, снята на ISO400 с рук со значительной недодержкой, поэтому после приведения экспозиции к норме, снимок получился заметно шумным. Быстро изучив кадр, я выявил два типа шумов, избавляться от которых нужно будет разными способами.

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Первый — шумы в небе. Такой тип шума удаляется очень просто, так как в облаках нет объектов с резкими границами, мелкими деталями, и даже при сильном шумоподавлении облака будут выглядеть естественно и натурально.

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Второй — шумы в воде и на теневых участках снега. В этих зонах много мелких деталей, и добиться естественного вида после шумоподавления будет немного сложнее.

Начнем с простой задачи и избавимся от шумов в зоне неба. Для этого откроем фото в «Фотошопе», создадим копию исходного слоя и назовем ее «nonoise-sky».

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Удобство работы на отдельном слое очевидно, так как после применения шумоподавления ко всему изображению мы сможем использовать маски для уменьшения влияния эффекта на отдельные части фотографии, либо снижать эффект в целом, регулируя прозрачность («Opacity») слоя. Следующий шаг — запустить плагин Noise Ninja. Он находится в меню Filters -> PictureCode -> Noise Ninja. При запуске плагин автоматически выстраивает профиль фотографии:

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Интерфейс Noise Ninja очень прост. Здесь есть большая зона с исходным изображением, справа в небольшом окошке виден кусочек фотографии увеличенный до 100%, а под ним находятся основные настройки.

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Посмотрим на панель с настройками:

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Здесь все очень просто. Основных ползунка всего два: Strength и Smoothness. Первый задает силу шумоподавления: чем больше значение, тем меньше шумов останется в нашей фотографии. Второй задет степень сглаживания: чем больше значение Smoothness, тем меньше деталей останется в итоговом изображении. Именно этими двумя настройками мы и будем добиваться натурально выглядящей картинки. С одной стороны — без шумов, с другой стороны — с сохранением при этом максимально возможного количества деталей. Ползунок Contrast регулирует контраст итогового изображения, однако его работа не очень предсказуема, поэтому я всегда оставляю его в положении по умолчанию — 10.

Также на панели есть группа из двух настроек со словом USM. Ими можно повышать резкость фотографии после применения шумоподавления. Включение сюда этих ползунков логично, так как уменьшение шумов всегда приводит к размытию изображения и потере деталей. Повышение резкости в этом случае способно немного компенсировать этот эффект, но, в свою очередь, может снова проявить шумы или добавить к изображению еще и другую проблему — видимые артефакты. Поэтому я пользуюсь USM-группой не всегда, только в простых случаях, где глобальное повышение резкости для всего изображения не приводит к другим сложностям.

Еще одна группа ползунков под названием Colors позволяет отдельно работать с цветным шумом, однако в моей практике не было еще ни одного случая, где мне захотелось бы ими воспользоваться. Все три ползунка всегда стоят у меня в среднем положении — 10. А вот галочки Turbo и Coarse Noise я, напротив, всегда включаю. Turbo — ускоряет работу плагина без видимых проблем с качеством, а Coarse Noise эффективно убирает низкочастотный шум в виде множества мелких точек, сгруппированных в пятна.

Основная проблема при шумоподавлении — найти баланс, когда количество шумов уменьшается до нормального уровня и фотография становится чистой, при этом мы должны потерять минимальное количество деталей и добиться естественного внешнего вида фотографии. Если просто бездумно выкрутить ползунки на максимум, то в результате получится «пластиковое» изображение: да, без шумов, но и без деталей. Разберем этот процесс на нашем примере.

Первое, что я делаю, это отключаю повышение резкости (USM amount = 0). Затем, нахожу на изображении место, где шум достигает максимума. Обычно это самый темный участок, нередко в месте перехода его к более светлой зоне. Сейчас мы работаем только с небом, и такой участок находится около горизонта в левой части фотографии. Первым шагом является увеличение значения Strength до максимума (20), а Smoothness — до минимума (0). После чего, постепенно сдвигая ползунок Smoothness вправо, нужно остановиться в тот момент, когда на 100% кропе полностью не исчезнут видимые точки шума. Для нашего примера это произошло при значении Smoothness = 8.

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

 

На данном этапе мы отыскали пограничное положение параметра сглаживания, то есть по сути выяснили порог размера детали, после которого она считается шумом. Теперь нужно ослабить влияние шумоподавления, чтобы изображение не выглядело пластиковым. Небольшое зерно при этом все же появится, однако выглядеть это будет натурально и естественно.

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Для подавления шумов в небе значение Strength осталось довольно большим (14), однако для облаков без мелких деталей это нормально. При подавлении шумов в более детализированых частях фото сила эффекта обычно гораздо ниже. Обратите внимание также на то, что галочки Turbo и Coarse Noise включены. Применяем настройки кнопкой OK.

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Теперь, если посмотреть на фотографию на 100% увеличении, мы видим, что небо теперь выглядит намного чище, а вот детали на льду и снегу безнадежно замылены. Давайте это исправим, ограничив влияние шумоподавления только на область неба. Для этого добавим к слою ‘nonoise-sky’ маску и нарисуем по ней линейный градиент от белого к черному, делая нижнюю часть слоя прозрачной.

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Еще раз смотрим на фотографию на 100% увеличении:

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Теперь все в порядке. Небо — без шумов, а на снег и лед вернулись детали от исходного изображения.

Теперь займемся шумами в детализированной части фотографии. Здесь подход будет иным, так как нам нельзя терять много деталей и сильно задрать значение Strength не выйдет. Выходит, что сила воздействия должна быть минимальной по определению, но в этом случае избавиться от всех шумов не получится. Хорошая же новость в том, что шумы в изображении распределяются не равномерно. В светлых зонах шумов меньше, а в темных — больше. Поэтому, основная идея борьбы с шумами в областях с высокой детализацией заключается в том, чтобы немного «смягчить» изображение, сделать его не таким резким и микроконтрастным, после чего ограничить действие шумодава только на темные участки. Давайте попробуем реализовать это в Noise Ninja.

Создаем еще одну копию исходного слоя и называем ее «nonoise-water».

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Открываем Noise Ninja, выставляем значение Smoothness на максимум (20), после чего подбираем ползунком Strength желаемую степень смягчения деталей в районе воды и снега. Изображение при этом станет чуть менее детализированным, однако все еще с достаточным количеством деталей, чтобы не потерять натуральность внешнего вида.

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Применяем настройки кнопкой OK. После чего добавляем слою «nonoise-water» черную маску, берем мягкую белую кисть с прозрачностью около 20% и аккуратно прорисовываем по маске проблемные зоны. В результате маска может выглядеть вот так:

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

На этом борьбу с шумами можно считать законченной.

Удаление шума с фотографии на примере Noise Ninja

Зачем все это?

Главной целью борьбы с шумами является не полное их подавление, а снижение их влияния на изображение до приемлемого уровня, с сохранением естественного вида итоговой фотографии. Некоторое количество шумов вполне допустимо. А сама эта степень допуска диктуется целями, для которых вы готовите изображение. Например, в стоковой фотографии к шумам весьма нетерпимое отношение, особенно трепетно к ним относятся микростоки. Поэтому, если вы готовите фотографию на сток, вы, скорее, предпочтете потерять в детализации, но избавиться от шумов практически полностью. Если же речь идет о подготовке фотографии к печати, то здесь, наоборот, лучше не увлекаться шумодавом, сохранив большее количество деталей. Для публикации в интернете борьба с шумами практически лишена смысла, так как при уменьшении изображения до 900-1200 точек все мелкие детали, включая шумы, потеряются сами собой. Поэтому даже очень шумные фотографии, снятые на ISO1600 и выше, будут выглядеть на странице блога или сайта очень достойно и качественно.

Надеюсь, теперь у вас с шумными фотографиями будет полный порядок. Расскажите о моем методе своим друзьям в соцсетях. Пусть у них тоже все будет хорошо. 🙂

Об авторе
Евгений Тимашёв
Facebook Twitter

Пейзажный и природный фотограф. Автор книг, статей, ведущий блога о фотографии и создатель проекта "Пейзаж в кадре".

Как снять классный пейзажный кадр?

Скачайте бесплатную email-книгу о том, как создавать впечатляющие фотографии в любых условиях на ту технику, которая у вас уже есть.

Отлично! Остался всего один шаг. Проверьте свой почтовый ящик, найдите письмо от меня и подтвердите свою подписку на книгу, нажав на ссылку внутри. Если письма нет, загляните в папку "Спам". Может оно случайно попало туда.

www.fotolandscape.com

Как снизить шум на фотографиях в Lightroom

Как правило, слово “шум” наиболее часто используется для описания звука, зачастую громкого и вызывающего раздражение или другую негативную реакцию. Но иногда шумом подразумевается не только звуковое искажение, мешающее передаче сигнала или информации. 

В области фотографии словом шум обозначается зернистость и ложная передача цвета на изображении, что зачастую приводит к потере деталей и искажению цветопередачи.

Шум – это те же самые электронные помехи, которые вы наблюдаете на экране телевизора, слышите по радио или во время телефонного разговора. В камерах такой шум представляется чем-то вроде гранул песка, которые по мере увеличения помех сами увеличиваются в размере, цветовых вариациях и становятся все более беспорядочными. В большинстве случаев, хорошие камеры способны вполне удовлетворительно смягчить шум, а камеры с полнокадровыми матрицами справляются с этой задачей лучше всего.

Шум на фотографиях увеличивается по мере увеличения значения ISO или при удлинении выдержки, поскольку тогда увеличивается так называемое соотношение сигнал-шум. Пытаясь заполучить больше фото-информации, мы усиливаем  сигнал, но это неизбежно приводит к погрешностям в передаче (соответственно к появлению шума).

Это изображение ярко иллюстрирует появление крапинок и зерен ошибочных цветов, наличие  такого рода шума распространено при использовании больших значений ISO, т.е. когда мы пытаемся сделать изображение светлее и ярче. ISO 3200 на EOS 1D Mark IV.

Возможность камеры уменьшать шум охватывает несколько различных аспектов:  размер светочувствительного сенсора, технологии, цифровой процессор, программное обеспечение и вклад самого фотографа (настройки камеры и пр.). Чтобы изначально создавать фотографии с минимальным количеством шума, необходимо ознакомиться со всеми факторами, влияющими на их появление.

Уменьшение шума

Функция подавления шума, грубо говоря, очищает сигнал, полученный камерой. Алгоритмы шумоподавления стараются устранить различные виды помех, которые на фотографиях выражаются в виде шумов.

Даже после незначительного уменьшения шума наблюдается заметное улучшение общего вида картинки. Были убраны ложные цвета, зернистость стала более равномерной, а также была увеличена детализация.

Снимок кольца, сделанный с использованием дневного света и светодиода на низкой мощности, чтобы добавить сверкание. Настройки камеры: 1/100sec, f/8.0, ISO 3200, 100mm macro. В программе Lightroom была применена функция подавления шума.

Совсем избавиться от шума невозможно, поскольку сигнал не может быть идеально чистым. Подавление шума не эквивалентно его полному устранению. Кроме того, чрезмерное использование функции шумоподавления может привести к потере качества изображения. Поэтому без фанатизма всегда подбирайте наиболее оптимальные значения, не влияющие на качество фотографии.

При чрезмерном шумоподавлении теряются как детали, так и резкость изображения.

Как и в отношении камеры, подавление шума во время постобработки является, по сути, балансировкой между изначальными возможностями камеры, возможностями используемого программного обеспечения и пользовательскими настройками.

Функция подавления шума в Lightroom

В модуле Develop в программе Adobe Photoshop Lightroom вы найдете раздел под названием Detail, где располагаются нужные нам инструменты Sharpening и Noise Reduction. Инструмент Noise Reduction разбивается на два подраздела: Luminance (Яркость) и Color (Цвет). Каждая из категорий имеет свой набор корректирующих слайдеров.

Слайдер Luminance отвечает за зернистость, а слайдер Color за цвет шума. Соответственно первый слайдер будет смягчать зернистость, в то время, как второй будет работать с элементами, цвет которых выбивается из общей картины. Поскольку программа разграничивает области подавления шума, вы можете понять, какой тип шума преобладает на вашей фотографии.  

Подавление шума Luminance

В первой секции инструмента Noise Reduction находятся слайдеры, относящиеся к  Luminance (Яркость): Luminance, Detail и Contrast. Они контролируют три аспекта яркостного шума.

Эффект наиболее заметен при движении первого ползунка Luminance, остальные два ползунка вносят более тонкие изменения

  • Ползунок Luminance фокусируется на зернистости шума. По мере увеличения эффекта, зерна будут всё больше и больше сливаться. Если вы уведете ползунок слишком далеко, то такие детали, как волосы и текстура ткани просто пропадут.
  • Следующий ползунок Detail (Детализация) регулирует порог эффекта, который создает изменение в Luminance. То есть он помогает восстановить некоторые детали, которые были потеряны после использования слайдера, отвечающего за яркость шума (Luminance).
  • И наконец, слайдер Contrast (Контраст) влияет на контраст каждого отдельного “зерна”. Работает он аналогично стандартному инструменту, отвечающему за контрастность, но в меньшем масштабе. Эффект от его использования трудноуловим даже при значении 100.

Подавление шума Color

Далее следует секция со слайдерами, регулирующими подавление цветового шума. К ним относятся: Color, Detail и Smoothness. Они контролируют три аспекта цветового шума.

Эффект наиболее заметен при движении первого ползунка Color, остальные два ползунка вносят более тонкие изменения.

  • Слайдер Color воздействует на “цветную рябь” на вашей фотографии, приводя пиксели к цветовой однородности. Но если вы уведете слайдер слишком далеко, то все похожие цвета смешаются и сгладятся.
  • Слайдер Detail работает аналогично одноименному слайдеру в секции Luminance и регулирует порог создаваемого эффекта.  
  • Слайдер Smoothness определяет, насколько плавным будет переход между исправленными цветами. Он аналогичен ползунку Contrast. Его эффект также едва уловим.

Другие инструменты для подавления шума

Иногда возникает потребность применить функцию подавления шума выборочно, т.е. не ко всем участкам изображения. Три инструмента в программе LightRoom позволяют сделать это: Radial Filter, Gradient Filter и Adjustment Brush. Каждый из этих инструментов имеет слайдер, с помощью которого можно отрегулировать шум только в тех областях, к которым был применен данный инструмент.

Выборочное применение функции подавления шума особенно полезно в случаях, когда глобальное изменение приведет потере качества изображения или когда вы хотите обладать большим контролем над применением данного эффекта. К примеру, при  увеличении яркость тени имеют особенность шуметь больше, нежели светлые участки. Вы можете применить один из этих инструментов, чтобы уменьшить шум именно в теневых зонах вашей фотографии.

Повышение резкости и подавление шума

Устаревшая камера, использование очень высоких значений ISO  и прочие факторы могут привести к появлению интенсивного шума, который требует подавления. Однако, во многих случаях сильное подавление шума приводит к неприятному последствию, а именно потере деталей и замыленности. Чтобы воспрепятствовать этому эффекту, вы можете применить инструмент Sharpening (Увеличение резкости).

Даже при, казалось бы, незначительном сдвиге ползунка Sharpening  происходят весьма значительные изменения. Однако, использование этого инструмента может вновь вернуть шум, от которого мы так упорно избавлялись. На этот случай есть маленькая хитрость, а именно ползунок Masking, который помогает восстановить резкость, не влияя на нашу работу над подавлением шума. При значении 0 эффект применяется ко всей фотографии. При увеличении значения эффект распределяется на меньшую площадь, а именно на края, выделяющиеся высокой контрастностью.

Удерживая клавишу  Alt по мере передвижения слайдера, вы можете наблюдать области применения данного эффекта. Белые участки – область применения. Эта функция полезна в случаях, когда главной целью является уменьшение шума, но при этом необходимо оставить границы резкими.

Мы проиллюстрировали разницу между фотографиями с различными показателями Masking. Для первой фотографии было выставлено значение 80%, а для второй 20%.

Большим преимуществом использования маски для увеличения резкости (Sharpening) вкупе с инструментом шумоподавления (Noise Reduction) является то, что это дает возможность выставлять большие значения  Noise Reduction, но при этом оставлять резкими границы. Такая установка подходит для обработки кожи, стен, неба и других ровных поверхностей.

Пресеты для уменьшения шума

Конечной задачей данного урока является создание пресетов в Lightroom с учетом используемых камер и значений  ISO для дальнейшего многоразового использования. Вообще пресеты – это залог значительной экономии времени. Приведу пример из личного опыта. Шум, который появляется на фотографиях, сделанных моим Canon EOS 1D Mark IV,  при ISO 3200 и выше становится весьма заметным, поэтому я создал пресеты для конкретных параметров.

В зависимости от параметров, установленных на вашей камере и её характеристик, вы можете применить также и дополнительные манипуляции к пресетам, такие как Hue-Saturation (Цветовой тон/ Насыщенность), Luminance (Яркость) и пр.

Обведенный пресет я создал для редактирования фотографий, которые я снимаю в определенном месте, где чаще всего использую ISO 3200. Со временем к этому пресету я добавил пользовательские настройки баланса белого. Теперь в один клик я могу отредактировать (избавиться от шума и выправить баланс белого) все фотографии, снятые в данных условиях.

Заключение

И хотя работа над шумом начинается уже непосредственно во время съемки (низкие значения ISO, правильная экспозиция), но тем не менее важно уметь избавляться от шума во время постобработки. Ваша камера сделает все зависящее от неё, а Lightroom улучшит результат. Применение правильной техники шумоподавления позволит вам публиковать и печатать фотографии в более крупном формате. Использование пресетов будет значительно экономить ваше время, затраченное на постобработку.

Автор: Daniel Sone

photo-monster.ru

А как это: Как уменьшить, убрать шум в фотошопе: удаление и подавление

Видеокурс Фотошоп 2 ( 01-2) Удаление шума с фотографии

Перед работой над подавлением шума в Фотошопе давайте ознакомимся с теорией: Цифровой шум на снимках возникает не всегда, вы и сами это прекрасно знаете. Если съемка происходит в условиях хорошего освещения (желательно на природе), а значение чувствительности стоит не выше ISO 100, то бояться нечего. В такие моменты шум может появиться только на безоблачном небе, если его в кадре очень много. Но и это бывает не всегда.

Как убрать шум в Фотошопе?

Как добавить шум в Фотошопе?

Некоторым может показаться, что удаление шума в Фотошопе — это очень просто и отчасти это так. Нужно лишь задействовать соответствующий фильтр или плагин, если таковой установлен. И совсем хорошо, когда фотография сохранена в формате RAW. Дело в том, что именно с такими снимками работать легче всего. Но к этой теме мы вернемся ближе к окончанию урока. Пока же мы возьмем в качестве примера снимок ночного города. Он получен при помощи одной из самых дешевых «мыльниц». Светочувствительность матрицы в этот момент была увеличена до ISO 800. Неудивительно, что цифровой шум виден очень сильно.

shum01.jpg

Откройте подобный снимок и перейдите по пути «Фильтр>Шум>Уменьшить шум».

shum02

Появится диалоговое окно. В левой его части отображается кусочек кадра в 100-процентном масштабе. Вы можете выбрать для показа любую область снимка, достаточно лишь щелкнуть по ней левой кнопкой мыши. В правой области диалогового окна располагаются несколько ползунков. Именно с их помощью можно попытаться удалить цифровой шум. Но при этом придется смириться с небольшой потерей детализации и резкости. В противном случае на изображении появятся уже гораздо более заметные точки, влияющие на восприятие снимка хуже шума. Ещё этот фильтр позволяет избавиться от артефактов, возникающих при сжатии JPEG-файла. Для этого необходимо поставить флажок около соответствующего пункта. Но помогает это только при работе с крупными фотографиями, переконвертированными из одного формата в другой. В остальных случаях действие этого пункта проявляется слабо.

shum03

Когда результат вас устроит — нажмите кнопку «OK». Либо поставьте флажок около пункта «Дополнительно». Это позволит вам работать отдельно с каждыми каналами. Но этим стоит заниматься только с действительно важными фотографиями. Наша же задача — научиться основам работы в Фотошопе.

Как уменьшить шум в Фотошопе?

Ещё вы можете не понять, почему создатели фотоаппаратов не могут полностью избавиться от такого явления, как «цифровой шум». Всё просто. Любая матрица обладает определенным количеством фотоэлементов — пикселей. Чем этих пикселей больше, тем сильнее они будут мешаться друг другу при повышении напряжения. А именно это происходит при попытке увеличить чувствительность. Если разрешение матрицы низкое, то цифровой шум может давать о себе знать лишь на значениях ISO 800-1600 и выше. Но создатели в большинстве случаев пытаются повысить разрешение сенсора, не задумываясь о последствиях. Именно поэтому на свете так мало камер с 36-мегапиксельной матрицей. Сделать такой сенсор бесшумным крайне сложно. Но можно, это доказывают дорогие профессиональные зеркальные фотоаппараты.

Не помогают при съемке и ЖК-экраны, на которых просматривается созданный кадр. Их разрешение и диагональ не настолько велики, чтобы можно было разглядеть цифровой шум. А увеличивать масштаб у фотографа иногда не хватает времени. Поэтому приходится работать над устранением шума в Фотошопе.

Удаление шума в Фотошопе

Но что же делать владельцам недорогих фотоаппаратов? Ведь не все из них способны приобрести камеру за несколько тысяч долларов. Пожалуй, наилучший выход — стараться повышать освещенность вокруг себя. Если съемка проходит в вечернее время, то используйте вспышку. Даже встроенная в камеру вспышка позволит не повышать значение ISO. Либо можно попытаться увеличить выдержку до нескольких секунд, поставив при этом аппарат на неподвижный объект или прикрепив его к штативу.

Как вы видите ниже, результат получился удовлетворительный. Мы потеряли резкость, которая и без того была никудышной, но цифровой шум исчез едва ли не полностью. Некоторые его признаки теперь можно заметить лишь на синем небе.

shum04.jpg

Всё меняется в случае изменения условий съемки и повышения чувствительности. Дальше всё зависит от конкретной фотокамеры. Профессиональные зеркалки позволяют повышать ISO до невероятных значений. Простенькие зеркальные фотоаппараты на это уже не способны. При их использовании шум начинает мешать уже при значении ISO 400-800. Ну а о компактах и говорить нечего. При их использовании вовсе не рекомендуется менять значение ISO со стандартной «сотки».

Давайте теперь попробуем разобраться с тем, как убрать шум в Фотошопе в RAW-изображении. В этом формате кадры сохраняются зеркалками, системными камерами и продвинутыми компактами. Для этого мы возьмем фотографию, на которой изображены въезжающие в город автомобили (если вы знакомитесь со всеми нашими уроками, то этот кадр уже будет знакомым). Это RAW-файл, полученный при съемке камерой Sony Alpha A65. Цифровой шум на этой фотографии незаметен. Если только не задействовать 100-процентный масштаб просмотра. Тогда шум становится виден, особенно на фоне деревьев и серого автомобиля.

shum05

Этот файл открывается при помощи приложения Adobe Camera RAW. Оно встроено в программы Adobe Photoshop и Adobe Bridge. Для устранения шума нужно использовать вкладку «Детализация». Также необходимо не забыть увеличить масштаб просмотра до 100-процентного. Хотя некоторые снимки состоят из такого количества шумов, что сильное увеличение масштаба не потребуется.

shum06

Вы уже много раз слышали о том, что профессиональные фотографы повсюду носят с собой штатив. Делают они это не просто так. Повышать ISO не рекомендуется никогда. Даже на дорогих зеркалках повышение этого значения отразится на снимках. Да, цифровой шум будет едва заметен даже во время просмотра при максимальном масштабе. Но и этого лучше избегать. Поэтому опытные фотографы для улучшения качества снимка регулируют диафрагму и выдержку. Однако диафрагму изменять получается не всегда, ведь это может не соответствовать творческому замыслу фотографа. Напомним, изменение этого параметра может привести к появлению размытого фона. Если резкими должны получиться все объекты, то диафрагму необходимо прикрыть. Тогда как увеличить количество получаемого матрицей света? Правильно, сильно увеличить выдержку. Именно в таких случаях на помощь приходит штатив, позволяющий оставить камеру неподвижной на несколько секунд.

В правой части рабочего окна располагаются все нужные вам ползунки. Они разбиты на два раздела. Один посвящен работе с резкостью. Другой же нужен для уменьшения шума. Именно со второй группы начинается наша работа по устранению цифрового шума. Иногда достаточно повысить параметр «Светимость». В других случаях придется ещё и с четырьмя другими параметрами поработать. И лишь в самых запущенных случаях придется переходить к первому разделу, пытаясь вернуть резкость.

В нашем случае потребовалось подрегулировать всего один параметр. Резкость чуть ухудшилась, но это заметно лишь при прямом сравнении двух снимков при 100-процентном масштабе. Зато мы избавились от мозолящих глаза точек. Отныне вы знаете о том, как уменьшить шум в Фотошопе. Не говоря уже о том, что вы ознакомились с ещё одним преимуществом RAW-формата. Если у вас имеется хорошая камера и у вас есть достаточное количество времени на обработку, то старайтесь сохранять изображения именно в нём. Последующая работа в Adobe Camera RAW позволяет вытянуть из кадра всё. В дальнейшем его даже можно попытаться продать в фотостоках. Но это уже тема отдельного урока.

shum07

Шум в Фотошопе: ISO, матрица

В некоторых случаях у пользователя возникает идея по превращению высококачественной фотографии в низкокачественную. Это заставит зрителя подумать о том, что снимок был получен при помощи простого компакта или смартфона. Поэтому стоит рассказать о том, как добавить шум в Фотошопе. А делается это, как уже многие догадались, путем перехода по пути «Фильтр>Шум>Добавить шум».

shum08

Диалоговое окно здесь уже в разы меньше. Вам нужно лишь выбрать уровень шума и тип распределения. Также позволяется сделать этот шум монохромным. Когда результат вас устроит — нажмите кнопку «OK».

shum09

Заметим, что на фотографиях с разным разрешением один и тот же уровень цифрового шума вызывает разные эффекты. Чем разрешение выше, тем меньше будет заметен низкий уровень шума. В нашем случае использовалась уменьшенная версия фотографии. Результат вы видите ниже.

shum10

Вот и всё, что можно рассказать о цифровом шуме. Это распространенное явление, с которым пытаются бороться множеством способов. В первую очередь нужно стараться получать бесшумные снимки. Если же этот артефакт всё же проявился, то проблему можно решить средствами Фотошопа. Что мы и показали на сегодняшнем уроке.

Что нам подсказывают фото с интернетаКак уменьшить, убрать шум в фотошопе: удаление и подавлениеКак уменьшить, убрать шум в фотошопе: удаление и подавлениеКак уменьшить, убрать шум в фотошопе: удаление и подавлениеКак уменьшить, убрать шум в фотошопе: удаление и подавление

kakware.blogspot.ru


Смотрите также