evgeny_kart. Фотошоп частотное разделение


Частотное разложение. ULTIMATE | Виртуальная школа Profile

Частотное разложение. ULTIMATE

Цикл завершен. Начавшаяся 4 года назад история подошла к логическому концу. Я не изобретал этот прием, мне просто удалось вытащить его из узкого кулуарного круга «крутых профи» и запустить в широкие массы. Само название «частотка» — яркое тому доказательство. Огромное спасибо Александру Миловскому за подсказку, позволившую мне открыть Америку через форточку (так мой дед называл изобретение для себя лично чего-либо уже известного окружающим). Именно из его статьи шагнул в массы термин «частотное разложение».

1. ТЕОРИЯ

Разложение в спектр.

В 1807 году Жан Батист Жозеф Фурье подготовил доклад «О распространении тепла в твёрдом теле», в котором использовал разложение функции в тригонометрический ряд

При таком преобразовании функция представляется в виде суммы синусоидальных колебаний (гармоник) с различной амплитудой

Любой сигнал может быть представлен в таком виде, а все образующие его гармоники вместе называются спектром

В 1933 году Владимир Александрович Котельников сформулировал и доказал теорему, согласно которой любой сигнал с конечным спектром может быть без потерь восстановлен после оцифровки, при условии, что частота дискретезации будет как минимум в два раза выше частоты верхней гармоники сигнала

image

Что такое пространственные частоты.

Частота с которой меняется яркость при перемещении по горизонтали или вертикали

Изображение - это двумерный сигнал (яркость меняется при перемещении по горизонтали и вертикали), поэтому общая решетка образуется из двух решеток различных ориентаций — горизонтальной и вертикальной

Чем выше частота, тем быстрее меняется яркость, тем мельче детали которые она задает

Самые мелкие детали — это перепады яркости на контрастных контурах

image

Разложение на полосы частот.

Для эффективной обработки сигнала нет необходимости раскладывать его в спектр, достаточно разложить его на несколько полос, содержащих все гармоники ниже или выше определеной частоты

Самые низкие частоты задают общее распределение яркости и, как следствие, цвета

Средние частоты уточняют эту картинку принося основные объемы объектов

Верхние частоты добавляют самую мелкую детализацию — фактуру поверхностей

imageimage

Дополнительные материалы:

Алексей Шадрин. «Управление визуальным объемом изображений»Александр Миловский. «Муар нам только снится»

2. ПРОСТОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ НА 2 ПОЛОСЫ ЧАСТОТ

Фильтры нижних и верхних частот.

Gaussian Blur — фильтр нижних пространственных частот

Чем больше Raduis, тем более крупные детали убираются, тем ниже оставшиеся частоты

High Pass — фильтр верхних пространственных частот, дополнительный к Gaussian Blur

High Pass показывает детали, которые убрал Gaussian Blur при том же значении Radius

Эти детали отображаются в виде отклонения от средне-серого цвета (отклонения от средней яркости в каждом канале)

Сложение исходного изображение из частотных полос.

Добавить эти отклонения к исходному изображению может режим Linear Light

Контраст ВЧ-слоя надо понизить в два раза вокруг средней яркости (тон 128), чтобы скомпенсировать заложенное в Linear Light удвоение

Это можно сделать при помощи кривых (Curves) подняв черную точку в позицию (0; 64) и опустив белую в позицию (255; 192)

Можно понизить контраст при помощи Brightness/Contrast с установкой Contrast -50 и активированным ключем Use Legacy

Вместо понижения контраста можно уменьшить до 50% непрозрачность слоя, но в этом случае регулятор Opasityиспользовать нельзя, а нужно воспользоваться регулятором Fill

image

Дополнительные материалы:

Андрей Журавлев. «Ретушь портрета на основе частотного разложения»

3. DODGE & BURN

Идеология Dodge & Burn.

Основная идея этой техники: ручное осветление излишне темных и затемнение слишком светлых участков для придания объекту более гладкой и правильной формы

Таким же образом усиливаются или дорисовываются недостающие объемы

Классически реализуется при помощи инструментов Dodge Tool и Burn Tool, но эти инструменты допускают только деструктивную обработку

Может быть реализована при помощи режимов наложения или корректирующих кривых с рисованием по макске слоя

Реализация Dodge & Burn при помощи режимов наложения.

Для сильной перерисовки свето-теневого рисунка используются режимы наложения Multiply и Screen

Рисование производится на пустых или залятых нейтральными для данных режимов цветом слоях

Основным преимуществом такой работы является большая сила воздействия: Multiply способен затемнять даже белый объект, а Screen осветлять даже черный

Дополнительным плюсом является возможность работать разным цветом на одном слое и простота выбора цвета: его можно брать с самого изображения

Минусом (особенно для начинающих) является уже упомянутая сила воздействия, заставляющая точно контролировать свои движения

Для легкой финальной правки применяют слой в режиме Soft Light (прозрачный или залитый средне-серым)

Плюсами являются: мягкость и визуальная однородность воздействия; ограниченный диапазон воздейстывий; отсутствие воздействия на белые и черные участки

image

Реализация Dodge & Burn при помощи кривых.

Затемнение и осветление производится при помощи корректирующих слоев кривых (Curves), а необходимые участки прорисовываются по их маскам

При затемнении происходит повышение, а при осветлении понижение, насыщенности изображения. Для их компенсации к каждому слою кривых через маску вырезания (Create Clipping Mask) добавляется слой Hue/Saturation

К плюсам метода можно отнести большую (по сравнению с использованием режимов наложения) гибкость последующих настроек

Минусом является невозможность вносить разные оттенки цвета при помощи одного корректирующего слоя

Для самостоятельного изучения:

Алиса Еронтьева и Дмитрий Никифоров. «Портретная ретушь»

4. ИНСТРУМЕНТЫ ИХ НАСТРОЙКИ

Почему выгодно править частотные полосы по отдельности.

При ретуши необходимо согласовывать цвет и его переходы с одной стороны и фактуру поверхности с другой

При исправлении формы крупных объектов выгодно использовать пониженную непрозрачность

Для сохранения мелких объектов (фактура поверхности) необходимо использовать 100% непрозрачность

Мягкая граница кисти у штампа — вынужденный компромисс между этими двумя требованиями

Жесткий стык между однородными однотипными фактурами заметен не будет

imageimage

Выбор радиуса при разложении на две полосы частот.

Для Gaussian Blur выгодно задавать большой радиус, чтобы максимально убрать фактуру

Для High Pass выгодно задавать малый радиус, чтобы не пропустить объемы

Конкретное значение выбирается как компромиссный вариант между этими двумя условиями

При этом учитывается детали какой крупности мы относим к фактуре

Визуализация при выборе радиуса разложения.

Радиус Gaussian Blur удобнее подбирать плавно увеличивая его, пока не исчезнут ненужные детали

Радиус High Pass удобнее подбирать плавно уменьшая его, пока не пропадут ненужные объемы

Если более важной является форма, радиус удобнее подбирать ориентируясь на содержимое НЧ (размытая картинка)

Если более важной является фактура поверхности, радиус удобнее подбирать ориентируясь на содержимое ВЧ («хайпасная» картинка)

image

Зависимость радиусов от размера лица и крупности дефектов.

Пропорции среднего лица (ширина к высоте) составляют примерно один к полутора

При вычислении радиусов удобнее отталкиваться от высоты лица, так как она меньше зависит от ракурса съемки

Для удаления аккуратной фактуры кожи необходимо взять значение Radius порядка 1/280 - 1/250 от высоты лица

Для удаления мелких дефектов (прыщи, морщины и т.п.) необходимо взять значение Radius порядка 1/100 - 1/120 от высоты лица

Для удаления крупных дефектов (подглазины, шрамы и т.п.) необходимо взять значение Radius порядка 1/50 - 1/60 от высоты лица

image

5. РЕТУШЬ ПРИ РАЗЛОЖЕНИИ НА 2 ПОЛОСЫ ЧАСТОТ

Ретушь НЧ-составляющей — исправление формы.

Находящуюся на НЧ слое форму удобно ретушировать при помощи инструментов Clone Stamp, Brush и Mixer Brush

Штампом работаем с мягкой кистью и пониженной непрозрачностью

Можно работать на новом прозрачном слое с настройкой штампа Sample: Current & Below

При этом на экран можно вывести общий вид картинки, а не только НЧ слоя.

Кисть (Brush Tool) удобно использовать для закрашивания локальных дефектов (пробойные блики, проваальные тени и т.п.) телесным цветом

Mixer Brush используется для быстрого разглаживания лишних объемов

Ретушь ВЧ-составляющей исправление фактуры.

Работаем штампом с жесткой кистью и 100% непрозрачностью

Можно работать на новом прозрачном слое с настройкой штампа Sample: Current & Below и отображением только ВЧ слоя

Чтобы ретушировать глядя на финальную картинку надо работать на самом ВЧ слое (его копии) с настройкой штампа Sample: Current Layer

Чтобы иметь возможность откатиться к исходному состоянию ретушь проводят на копии слоя ВЧ с применением к нему команды Create Clipping Mask

Для лучшего контроля над деталями можно временно включить корректирующий слой кривых, повышающий контраст ВЧ составляющей

При отсутствии на изображении необходимой текстуры можно перенести ее с другой фотографии

image

Как работает Healing Brush.

На НЧ слое после размытия на участках рядом с контрастной границей появляется цвет соседней области

На ВЧ слое вдоль контрастных границ появляются ореолы противоположных цветов

Если в процессе ретуши ВЧ слоя убрать ореол на финальной картинке на этом участке появится цвет соседней области

Healing Brush переносит фактуру с донорской области, подгоняя цвет и яркость под ретушируемого участка под цвет и яркость его окрестностей

Его работа построена на алгоритме частотного разложения, а значение радиуса привязано к размер кисти

image

6. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ РЕТУШИ

Как побрить человека.

Вынести волоски (щетину) на ВЧ слой и заменить их фактурой чистой кожи

Если щетина была темная, поправить цвет на НЧ слое

Внимательно следите за фактурой, она сильно отличается на разных участках лица

«Брить» мужчину тяжело, поскольку на лице не хватает нужной фактуры

При необходимости нужную фактуру кожи можно взять с другой фотографии

image

Борьба с пробойными бликами. Ретушь НЧ.

Изображение раскладывается на две полосы с установками обеспечивающими полный переход фактуры кожи на ВЧ слой

На НЧ слое участки пробойных бликов закрашиваются цветом кожи

При необходимости на них наносится свето-теневой рисунок передающий объем объекта

Борьба с пробойными бликами. Ретушь ВЧ.

Если блик пробойный и вообще не содержал фактуры, она переносится с целых участков кожи

Если блик близок к пробойному и фактура кожи все-таки содержится, после ретуши НЧ она визуально усилится

Чтобы смягчить этот эффект можно наложить на нее фактуру с более гладких участков на отдельном слое с пониженной непрозрачностью

image

7. «ЧЕСТНОЕ» РАЗЛОЖЕНИЕ НА 2 ПОЛОСЫ ЧАСТОТ

Ошибка High Pass.

Максимальный диапазон разностей яркости от -256 (вычитаем белый из черного) до 256 (вычитаем черный из белого) составляет 512 тоновых уровней

Максимально возможные отклонения от средней яркости от -128 (затемнение) до 127 (осветление)

При наличии мелких деталей на массивном фоне отличающихся по яркости более чем на 128 уровней High Pass ошибается

Обычно это случается на точечных бликах расположенных на темном объекте

Чем больше радиус размытия, тем больше сама ошибка и вероятность ее появления.

На практике, при малых радиусах разница является «гомеопатической» и рассматривать ее как реальную проблему можно только с академической точки зрения

При больших радиусах ошибка составляет реальную проблему, поскольку «гасит» мелкие блики

imageimage

Создание ВЧ составляющей вычитанием НЧ из оригинала.

Альтернативой High Pass является наложение на исходное изображение размытой версии при помощи команды Apply Image в режиме Subtract с установками Scale:2 Offset:128

В поле Offset (смещение) задается значение яркости вокруг которого будет откладываться результат вычитания

В поле Scale устанавливается во сколько раз будет уменьшаться результат вычитания перед добавлением к значению Offset

Диапазон установок Scale от 1 до 2, то есть контраст можно понизить максимум в 2 раза

Применять корректирующий слой понижающий контраст в этом случае не нужно, поскольку он уже понижен установкой Scale:2

image

Особенности разложения 16-битных изображений.

При вычислении ВЧ через команду Subtract у 16-битных изображений появляется ошибка величиной в 1 восьмибитный (128 шестнадцатибитных) уровень

Вероятно, это связано с тем, что реально вычисления происходят в пятнадцатибитном виде

Чтобы избежать этой ошибки при работе в 16-битном режиме вместо команды Subtract используют команду Add с активированным ключом Invert и установками Scale:2 Offset:0

image

Использование Surface Blur для получения НЧ составляющей.

В случае применения для получения НЧ составляющей Gaussian Blur вдоль контрастных границ создаются сильные ореолы

Ретушь в области ореолов может привести к «затягиванию» на объект цвета соседнего фона

Проблема проявляется тем более сильно, чем больше радиус размытия, поскольку в этом случае ореолы становятся более массивными и плотными

Чтобы избежать такой проблемы НЧ составляющую можно создавать при помощи фильтра Surface Blur

Границы, имеющие перепад яркости больше уровня установленного регулятором Threshold, не размываются

На практике удобнее всего подобрать значение Radius при установленном на максимум Threshold, а потом уменьшать значение Threshold до восстановления контрастных границ

image

8. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

Запись универсального экшена для разложения на 2 полосы частот.

Все операции выполняются со слоями, созданными самим экшеном

Слой создается командой Layer > New Layer и сразу переименовывается

Текущее изображение помещается на него при помощи команды Image > Apply Image с установкой Layer: Merged

Переключения между слоями выполняются при помощи шоткатов «Alt»+«[» и «Alt»+«]»

Для возможности переключения вместо отключения видимости слоя его непрозрачность уменьшается до нуля

При необходимости перемещение слоев выполняются командами Layer > Arange

В качестве подсказки перед применением Gaussian Blur в экшен вставляется команда Stop с комментариями по подбору радиуса

При регулярном применении Stop можно деактивировать или удалить

Преимущества «честного» разложения при работе с экшенами.

При записи экшена количество стандартных операций не является критичным

При этом важно минимизировать количество операций, требующих участия пользователя

Вычисление ВЧ составляющей через наложение НЧ на копию исходного слоя избавляет пользователя от задания радиуса для фильтра High Pass

Дополнительным плюсом такого метода является возможность применить для размытия не Gaussian Blur, а какой-нибудь другой фильтр

Создание набора экшенов для разложения на 2 полосы.

Сделать набор экшенов с жестко заданными значениями радиуса можно на основе универсального экшена

Для этого нужно убрать команду Stop, отключить диалоговое окно в Gaussian Blur и настроить его радиус на требуемый

Для удобства последующей работы с файлом к названиям слоев Low и High можно сразу добавить приписку со значением радиуса размытия

Экшен для пакетной обработки с настройкой по первому кадру.

При обработке серии фотографий с одинаковой крупностью объектов было бы удобно один раз вручную подобрать нужный радиус разложения, а потом применять его ко всей серии

Это можно сделать, если вместо прямого вызова конкретного фильтра вписать в экшен команду вызова последнего использовавшегося фильтра

Теперь достаточно один раз вызвать нужный фильтр (в рамках стандартного экшена или отдельно), настроить его параметры и он будет применяться при всех следующих запусках экшена

image

9. РАЗЛОЖЕНИЕ НА 3 ПОЛОСЫ ЧАСТОТ

Зачем раскладывают картинку на три полосы.

Чаще всего задача такого разложения — вынести все дефекты в среднюю полосу частот

Таким образом можно бороться с объектами определенного типоразмера, например веснушками

Кроме того, в средних частотах находится большинство «старящих» элементов: глубина морщин, жилистость, вены, провисания, мешки под глазами и т.п.

Реже ретушируются все три полосы, в этом случае процесс аналогичен разделению на 2 полосы, но позволяет проще работать объектами разного типоразмера

Как это сделать.

Для НЧ увеличиваем радиус Gaussian Blur пока не останется чистая форма

Для ВЧ уменьшаем радиус High Pass пока не останется чистая фактура

Создаем между нами слой средних частот применив к нему сначала High Pass с радиусом который использовался для создания НЧ, а потом Gaussian Blur с радиусом который использовался для создания ВЧ

Универсальное правило: High Pass следующего слоя имеет такой же радиус, как Gaussian Blur предыдущего

Теперь можно ретушировать средние частоты не обращая внимание не только на фактуру, но и на разницу цвета исходной и ретушируемой области

При «честном» разложении средние частоты получаются вычитанием из исходного изображения низких и высоких

Автоматизация разложение на три полосы.

Для создания ВЧ удобно использовать High Pass, поскольку он позволяет более наглядно подобрать радиус

В процессе подбора уменьшаем радиус High Pass пока на ВЧ не останется чистая фактура

Вместо High Pass можно использовать Gaussian Blur с визуализацией ВЧ составляющей

Слой средних частот можно получить вычитая из исходного изображения верхние и нижние частоты

image

10. УПРОЩЕННЫЙ МЕТОД РЕТУШИ СРЕДНИХ ЧАСТОТ (INVERTED HIGH PASS)

Почему можно упростить ретушь средних частот.

Ретушируя средние частоты мы прежде всего убираем лежащие в них излишние локальные объемы

Это можно сделать проще, не раскладывая изображение на три полосы, а выделить среднюю и вычесть ее из исходника

Вычитание должно быть локальным: только на участках где присутствует лишний объем, пропорционально степени его подавления

Как это сделать.

Подбирать радиус для High Pass удобнее через Gaussian Blur (через НЧ составляющую) и наоборот

Делаем копию исходного слоя

Вызываем Gaussian Blur, плавно увеличиваем радиус пока не исчезнут ненужные детали, запоминаем его значение и нажимаем Cansel

Вызываем High Pass, плавно уменьшаем радиус пока не пропадут ненужные объемы, запоминаем его значение и вводим радиус подобранный на предыдущем шаге

Применяем Gaussian Blur с радиусом подобранным на предыдущем шаге

Инвертируем изображение

В два раза понижаем контраст вокруг средней точки

Переключаем режим наложения на Linear Light

На слой вычитающий средние частоты из исходного изображения набрасываем черную маску

Белой кистью по маске прорисовываем те участки, на которых нужно подавить крупные детали

Автоматизация процесса.

Все рутинные операции записываются в экшен

Полоса средних частот получается вычитанием из исходного изображения НЧ и ВЧ полос с подобранными пользователем радиусами

За счет этого визуализация оказывается наиболее комфортной

Подбор верхнего радиуса можно делать после наложения на исходное изображение инвертированной СЧ+ВЧ составляющей. В этом случае используется Gaussian Blur и на размытой картинке начинает проступать чистая фактура

Чем приходится расплачиваться за скорость.

Результат ручной ретуши выглядите естественно прежде всего из-за сохранения мелких неоднородностей

За скорость и простоту приходится расплачиваться механистически правильной формой объектов, что визуально удешевляет работу

Соотношение радиусов обычно выбирают 1:3 или меньше, иначе результат будет выглядеть слишком неестественным

Для более тонкой работы соотношение радиусов берут примерно 1:2 и производят несколько циклов разложения с разными значениями вилки

При ретуши второстепенных участков можно брать соотношение 1:4 и даже больше

Для самостоятельного изучения:

Евгений Карташов. «Рецепты частотного разложения»

11. ЧАСТОТНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ И ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ PHOTOSHOP

Средние частоты и Clarity.

Алгоритм работы Clarity строится на усилении (ослаблении) средних пространственных частот

При этом работа идет только по яркостной составляющей изображения

Повышение и ослабление Clarity не симметрично

Инструмент использует интеллектуальное размытие с сохранением контрастных контуров напоминающее Surface Blur, но не совпадающее с ним

При умеренных значениях можно рекомедовать использование Clarity в конвертере, при условии, что в дальнейшем изображение не будет подвергаться «сильной» обработке

image

Высокие частоты и повышение резкости.

Искусственное повышение резкости есть ни что иное, как усиление самых верхних из содержащихся в изображении частот.

При подготовке пейзажей основной проблемой является замыливание (исчезновение) сверх мелкой детализации (трава) вследствии нехватки разрешения.

Аналогичная проблема встает при подготовке изображений с мелкими деталями для размещения в интернете

Создать визуально ощущение наличия сверх мелких деталей можно добавив в изображение мелкий шум, согласованный с его элементами

Для этого повышаем резкость классическим способом, но оставляем это повышение только на низко контрастных областях

Проще всего это сделать используя Surface Blur в качестве фильтра, создающего нерезкую маску

12. В ЗАВЕРШЕНИИ РАЗГОВОРА

Для чего еще можно применять частотное разложение

Частотное разложение — это универсальный метод применимый к любому жанру фотографии

Убирать складки на ткани или других материалах

С его помощью можно смягчать слишком жесткие тени

Избавляться от разводов оставшихся после общей ретуши

Решать любые задачи, требующие различной работы с общей формой и мелкими деталями

Почему после частотного разложения картинка выглядит плохо?

Ретушь — это процесс не поддающийся автоматизации

Частотное разложение не делает ретушь за вас, оно лишь упрощает решение некоторых проблем

Увлекшись возможностью решить все «несколькими размашистыми мазками», при использовании частотного разложения ретушеры нередко позволяют себе работать халтурно

Будьте честны перед собой, не сваливайте собственные ошибки и халтуру на «плохую методику»

Чтобы избежать такой ловушки можно разделить процесс на два этапа

При помощи частотного разложения быстро поправить форму и разобраться с сильными огрехами фактуры (пробойные блики, грубая фактура и т.п.)

Последующую доработку производить при помощи привычных реализаций Dodge & Burn, чтобы обеспечить остаточную неоднородность и естественность изображения

image

Для самостоятельного изучения:

ModelMayhem.com - RAW! Beauty Robot.Сергей Брежнев «Частотное разложение vs Dodge&Burn»

www.profileschool.ru

Метод частотного разложения. Разложение на три частоты

 

Метод частотного разложения

Разложение на три частоты

 Приветствую Вас уважаемые коллеги!

В этой заключительной части материала о методе частотного разложения мы с Вами познакомимся еще с одним приемом – это разложение на три частотные составляющие изображений для ретуши.

Я думаю, Вы уже разобрались с предыдущим материалом и научились раскладывать изображение на две пространственные частоты.

Попробовали все прелести работы на разных слоях, с отдельно выделенной формой и фактурой.

Разложение же на три составляющие облегчит нам работу, т.к. мы выделим слой средних частот «СЧ», на котором будем оставлять все основные неприятности и так называемые «некрасивости» в виде родинок, прыщей, пигментных пятен, оспин и целлюлита.

Слой «НЧ» организуем только для работы со светотеневым рисунком и цветом, а на слое «ВЧ» оставим самую мелкую и необходимую фактуру. Такая структура частотного разложения обеспечит нам большую гибкость, более эффективный и профессиональный подход к ретуши фотографий, нежели метод с двумя полосами, особенно когда требуются высокое качество обработки.

Предыдущий материал:

 

Итак, рассмотрим принцип разложения на три пространственные частоты.

Открываем исходное изображение в программе. Фотография была сделана на китовый объектив, потому светопередача не лучшая, но идейно она мне нравится: «Через три поколения – три полосы частот». Сделаем три копии изображения и сразу переименуем их в «НЧ» - низкие частоты, «СЧ» - средние частоты, «ВЧ» - высокие частоты.

Проводим анализ и видим, что у правнучки необходимо убрать дефект от простуды под нижней губой, прабабушке, хоть она и не молодая, удалить пигментные возрастные пятна, чуток разгладить кожу и поправить светотеневой рисунок.

Начнем с нижних частот, отключив временно видимость двух верхних слоев, и будем, как принято по технологии применять к ним фильтр «Размытие по Гауссу». Примерно при радиусе =12 пикселей детали, от которых мы хотим избавиться пропали. Нажимаем «Ок».

Далее переместимся на слой «ВЧ», включаем его видимость. Применяя к нему фильтр «Цветовой контраст постараемся оставить на нем только аккуратную и необходимую нам фактуру, но при этом следить за тем, чтобы не проявились те дефекты, от которых надо избавиться. В результате при разложении на три полосы частот радиус фильтра «Цветовой контраст» получается маленьким, и иметь примерное соотношение 1/3÷1/4 к радиусу фильтра «Размытие по Гауссу». Нажимаем «Ок».

Отключим временно видимость слоя «ВЧ». После этого начинаем формировать среднюю полосу частот. Переходим на слой «СЧ» и включим его видимость. Для того чтобы вычесть из этого слоя низкочастотную составляющую по аналогии со слоем «ВЧ» применяем фильтр «Цветовой контраст» с радиусом равным радиусу размытия по Гауссу, т.е. =12 пикселям.

Для того чтобы избавиться от высокочастотной фактуры, ее просто надо размыть, применив фильтр «Размытие по Гауссу» с радиусом равным радиусу фильтра «Цветовой контраст» применяемого при отделении ВЧ составляющей. Радиус =3,5 пикселя.

Теперь надо сложить наше изображение в единое целое. Сначала к низкочастотному слою прибавляем слой с полосой средних частот. Вызываем корректирующий слой «Кривые», понижаем контрастность в два раза.

Применяем Кривые непосредственно к слою «СЧ», отсекая все нижележащие слои, нажав на кнопку с изображением угловой стрелки направленной вниз.

Меняем режим наложения слоя «СЧ» на «Линейный свет».

Осталось еще прибавить высокочастотные составляющие к общему изображению. Также создаем корректирующий слой «Кривые», понижающий контрастность в два раза, но уже применительно к слою «ВЧ».

Также меняем режим наложения слоя «ВЧ» на «Линейный свет».

Вот если сейчас выключить видимость слоя со средними частотами можно увидеть предварительный результат Вашей работы. Выглядит он немного странно, но по нему можно на промежуточном этапе оценить правильность подбора радиусов применяемых фильтров. Так как вместе с отключением слоя «СЧ» отключается видимость тех «некрасивостей», которые были вынесены на этот слой. В связи с этим и можно оценить правильность выделения нежелательных дефектов.

Приступаем к ретуши нашего изображения.

Для наглядности можно создать вспомогательный корректирующий слой «Микширование каналов» на самом верху структуры слоев. Он не будет оказывать никакого воздействия на результат Вашей работы, но поможет проявить те дефекты, неравномерности кожи и пятна, которые не сразу можно различить на некоторых фотографиях.

На панели «Свойства» полученного корректирующего слоя включаем режим отображения «Монохромный». Снижаем процент наличия КРАСНОГО цвета в изображении на -150%, процент СИНЕГО цвета, так как в нем содержатся основные дефекты кожи, наоборот увеличиваем до +200%, ну а ЗЕЛЕНЫМ цветом можно подобрать оптимальную на Ваш взгляд яркость.

Изображение выглядит страшновато, но зато на нем как уже отмечалось, явно видны все дефекты кожи.

Начинают ретушь, как правило, на слое со средними частотами. Работают на нем так же, как и на слое «НЧ», т.е. с применением инструмента «Штамп» с мягкими краями, непрозрачность для постепенного воздействия понижают примерно до 70÷80%, но можно и сразу применять 100%-ную непрозрачностью. Образец для Штампа берется с рабочего слоя в режиме «Активный слой».

Также можно устранять дефекты и на маске, созданной для слоя «СЧ».

Тогда возможно применение обычной кисти с мягкими краями и равной либо приближенной к 100% непрозрачности.

Вычищая средний слой, начинаем наслаждаться своей работой, наблюдать какой гладкой становится кожа. Но работать надо аккуратно и постепенно, может даже точечно, т.е. подчищать только определенные участки, имеющие дефекты, не трогая остальные. Это позволяет сохранить имеющиеся неоднородности и рельеф в полосе средних частот, создающие натуральность изображения. В противном случае можно совсем «убить» средние частоты, при этом получится с одной стороны очень чистая и гладкая кожа, а с другой теряется ощущение естественности.

Продемонстрирую Вам основные участки, которые подверглись воздействию на «СЧ» слое.

Отключаем вспомогательный слой «Микширование каналов» и видим, какой более мягкой и бархатистой стала кожа.

Далее есть смысл перейти к высокочастотному слою и, используя инструмент «Штамп» с жесткими краями и 100%-ной непрозрачностью.

Устраняем дефекты мелкой фактуры.

Не поддайтесь соблазну вылизать фактуру кожи при включенном вспомогательном слое, не забывайте о нем, иначе получите двадцати летнюю прабабушку.

Некоторые детали изображения могут находиться не только в средней полосе частот, но в двух или даже в трех частотных диапазонах. Обратите внимание на представленные ниже скриншоты. Выделенная часть изображения присутствует во всех частотных полосах.

Данная морщина, конечно, имеет право на существование у пожилой женщины, но я покажу, как можно устранить данный дефект. В таких случаях работая на слое «ВЧ» при всех включенных слоях, т.е. имея в окне просмотра композитное изображение, можно использовать обычные инструменты такие как, например «Заплатка».

Выделяем данным инструментом область, требующую исправления. Потом наводим курсор на выделенную область и, зажав левую кнопку мышки (ЛКМ), перетягиваем ее на участок с более ровной кожей. Отпускаем ЛКМ и получаем уже не такой глубокий залом. Для оценки результата, нажав комбинацию клавиш «Ctrl+H», временно скрываем выделение.

Но иногда, как в нашем случае, это может выглядеть не совсем естественно, поэтому в меню «Редактирование» выбираем команду «Ослабить: Выделение заплатки».

Снижаем непрозрачность и получаем более приемлемый результат. Таким образом, можно исправить все нежелательные неровности: морщины, оспы, шрамы т.д.

В итоге подправим светотеневой рисунок на низкочастотном слое.

На личике правнучки, подправим нижнюю губу и посмотрим на результат, как мы омолодили прабабушку.

Метод разложения изображения на три частотные полосы имеет преимущество перед двух полосным в том, что вынося цвет и свет на нижние частоты, а фактуру на верхние, мы имеем возможность работать с дефектами на среднем слоя не обращая внимание ни на цвет, ни на мелкую детализацию.

Этим материалом мы заканчиваем рассматривать метод частотного разложения. Если у Вас остались какие-либо вопросы не стесняйтесь, задавайте их, постараемся в них разобраться.

Приятных творческих успехов!

 

 

 

Если Вы не хотите пропустить интересные уроки по обработке фотографий - подпишитесь на рассылку.Форма для подписки находится ниже.

www.photoshopsunduchok.ru

Рецепты частотного разложения - Евгений Карташов

Метод частотного разложения, на мой взгляд – это лучшая на сегодняшний день технология, позволяющая отдельно работать с детализацией и цветом. Для тех, кому интересны теоретические основы этого метода, рекомендую почитать соответствующие материалы в ЖЖ Андрея Журавлева, так как не вижу смысла дублировать то, что уже было сделано до меня, причем, максимально подробно, с описанием математики.

Мы же с вами коснемся чисто практических аспектов и нюансов применения данного метода, рассмотрим как достоинства, так и недостатки, а точнее, ограничения различных способов реализации метода частотного разложения.

Если вы уже сталкивались с этим методом, то знаете, что существует несколько способов его реализации.

Разложение на две частоты с помощью фильтров Размытие по Гауссу (Gaussian Blur) и Цветовой контраст (High Pass).

Именно этот метод получил поначалу самое широкое распространение в сети. Он прост в реализации, но имеет некоторые ограничения в применении. Для начала кратко рассмотрим сам метод.

Для того, чтобы разложить изображение на две частоты, нужно выполнить следующие операции:

1. Создаем копию фонового слоя или объединяем видимые слои на отдельный слой.

2. Называем ее как-то осмысленно, исходя из того, что этот слой будет являться основой для дальнейших действий. Например, Base или Основа.

3. Делаем две копии слоя Base. Первую называем Low или Низкая частота, вторую, соответственно, High или Высокая частота.

4. Дальнейшие действия зависят от того, на какую составляющую мы будем ориентироваться. Если нам важно вынести на слой High всю хорошую текстуру, оставив более крупные дефекты на слое Low, то поступаем следующим образом:

5. К слою High применяем фильтр Цветовой контраст (High Pass) с таким радиусом, чтобы видеть только ту текстуру кожи, которая нам нужна. Радиус не должен быть слишком малым, иначе часть хорошей текстуры уйдет на слой с низкой частотой, то есть Low. Также он не должен быть и слишком большим, чтобы не выносить на слой с высокой частотой те самые, более крупные дефекты в виде локальных объемов, от которых нам необходимо избавляться.

Неправильный выбор радиуса фильтра Цветовой контраст. Слишком большой радиус.

Неправильный выбор радиуса фильтра Цветовой контраст. Слишком маленький радиус.

Оптимальный радиус фильтра Цветовой контраст

6. Подобрав необходимый радиус фильтра Цветовой контраст (High Pass), например, 5 пикселей, запоминаем его и применяем. Очень желательно прописать радиус фильтра в названии слоя. Например, High 5. Дело в том, что если вас неожиданно отвлекут от работы, например, телефонным звонком, вы вполне можете забыть значение и тогда придется начинать все заново.

7. Применяем фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur) с таким же радиусом, то есть, в данном случае, 5 пикселей.

8. Меняем режим наложения слоя High на Линейный свет (Linear light)

9. Снижаем контраст слоя High в два раза. Для этого создаем корректирующий слой Яркость/Контрастность, включаем параметр Использовать прежние и ставим значение контраста на минус 50. Применяем через обтравочную маску к слою High.

10. Мы разложили изображение на две частоты. Теперь можно по отдельности работать с детализацией, цветом и объемом. Я не буду подробно останавливаться на процессе, так как на сайте есть видеоуроки, например, Ретушь по методу частотного разложения.

11. Если же нам важно наоборот, контролировать, какие дефекты останутся на низкой частоте, то есть, работа с низкой частотой в приоритете, то нужно сначала отключить видимость слоя High, затем подобрать нужный радиус Размытия по Гауссу для слоя Low, прописать это значение в названии слоя, а затем, включив видимость слоя High, применить фильтр Цветовой контраст с тем же радиусом, что и фильтр Размытие по Гауссу. Далее все аналогично.

12. После этого можно создать дополнительные слои для ретуши низкочастотной и высокочастотной составляющих.

Достоинства метода: простота в освоении даже для новичков, возможность временно усилить текстуру для ретуши путем простого отключения корректирующего слоя, снижающего контраст.

Недостатки и ограничения метода: недостаточная гибкость, по сравнению с разложением изображения на три пространственных частоты, опасность появления артефактов на контрастных границах при работе на слое с текстурой, некоторая математическая неточность, обусловленная особенностью математики фильтра Цветовой контраст (подробнее об этом можно почитать здесь). Впрочем, надо отметить, что в 99% случаев этой погрешностью можно пренебречь, так как вы сами при ретуши вносите гораздо более существенные "погрешности", несоизмеримо большие.

Разложение на две частоты с помощью операции вычитания.

Для реализации этого метода нужно выполнить следующее:

1. Сделайте копию фонового слоя или копию видимых слоев, аналогично предыдущему алгоритму.

2. Точно также сделайте две копии, назвав одну Low, а другую High.

3. Отключите видимость слоя High.

4. Подберите радиус размытия для слоя Low, примените фильтр Размытие по Гауссу.

5. Перейдите на слой High. Если вы работаете с глубиной цвета 8 бит, то примените команду Внешний канал (Apply Image), установив следующие параметры – слой Low, канал RGB, режим наложения Вычитание, масштаб 2, сдвиг 128. Если вы работаете с глубиной цвета 16 бит, то примените команду Внешний канал, установив следующие параметры – слой Low, канал RGB, инвертировать, режим наложения Добавление, масштаб 2, сдвиг 0.

Параметры команды Внешний канал для режима 8 бит

Параметры команды Внешний канал для режима 16 бит

6. Измените режим наложения слоя High на Линейный свет (Linear light).

Достоинства метода: более аккуратная математика, отсутствие "проблемы High Pass", возможность применения любых фильтров размытия, а не только Размытия по Гауссу. Например, за счет применения фильтра Размытие по поверхности можно полностью решить проблему грязи на контрастных границах, легкость применения при построении "частотных эквалайзеров", то есть, многополосного разложения на пространственные частоты.

Недостатки метода: необходимость дополнительных операций для визуализации высокой частоты. Как выполнить такую визуализацию, я расскажу в конце статьи. Также к недостаткам (скорее к особенностям) метода можно отнести недостаточный контраст слоя High, что вызывает необходимость создания дополнительного корректирующего слоя, повышающего контраст, для облегчения ретуши высокочастотной составляющей. Точно также, метод имеет недостаточную гибкость, по сравнению с разложением на три пространственных частоты.

Разложение на три полосы частот.

Обеспечивает гораздо большую гибкость в работе, чем двухполосные методы. В частности, на низкой частоте можно полностью сосредоточиться на крупных участках, цвете, светотеневом рисунке, на высокую частоту вынести только необходимую текстуру, а все остальное оставить на промежуточной, средней частоте. В диапазон средних частот попадают такие дефекты как родинки, прыщи, пигментация кожи, веснушки, целлюлит, растяжки и т.д. Ретушируя среднюю полосу частот, мы избавляемся от этих дефектов. Иногда можно встретить рекомендации размывать среднюю полосу или просто вырубать ее черным цветом на маске. Я считаю такой подход несколько некорректным, так как именно ретушь средней полосы частот даст гораздо лучший результат.

Именно метод с разложением на три полосы частот я использую для ретуши фотографий, к которым предъявляются очень высокие требования по качеству постобработки. Подробный процесс ретуши со всеми объяснениями вы сможете найти в видеокурсе "Фотошоп для фотографа – 2013".

Как разложить изображение на три пространственных частоты:

1. Делаем базовый слой, как описано выше.

2. Создаем три копии слоя, называя их соответственно Low, Mid и High.

3. Подбираем радиус фильтра Цветовой контраст для слоя High. На этом слое будет только текстура кожи, без излишней информации о локальных объемах и дефектах. Радиус фильтра прописываем в названии слоя.

4. Подбираем радиус фильтра Размытие по Гауссу для слоя Low. Основным критерием здесь является размытие дефектов мелких и средних размеров. Должны остаться только дефекты относительно крупные, такие как следы крупных родимых или пигментных пятен, неровностей светотеневого рисунка. Однако, переусердствовать тоже не следует, иначе средняя частота получится слишком широкой. Как показала практика, оптимальное соотношение между высокой и низкой частотой в большинстве случаев лежит в пределах от 1:3 до 1:4, то есть, радиус размытия в 3-4 раза больше радиуса фильтра Цветовой контраст. Прописываем радиус фильтра в названии слоя.

5. Все, что лежит между этими радиусами, будет вынесено в среднюю полосу частот. Для этого переходим на слой Mid и выполняем вычитание из него слоя Low. Делаем это с помощью команды Внешний канал, аналогично тому, как делали разложение на две частоты. Таким образом мы убиваем двух зайцев: получаем честный математический алгоритм, что критично для довольно больших радиусов, а также имеем возможность использовать на слое НЧ любые фильтры размытия, отличные от гауссова.

6. Размываем слой Mid по Гауссу с радиусом, который использован на слое High для фильтра Цветовой контраст.

7. Меняем режим наложения слоя Mid на Линейный свет.

8. Меняем режим наложения слоя High на Линейный свет. Уменьшаем контраст этого слоя в два раза, аналогично первому методу.

9. Теперь мы сможем работать раздельно с тремя пространственными частотами.

Достоинства метода: больше гибкости в работе, более качественный результат ретуши.

Недостатки метода: те же, что и у метода с разложением на две частоты, требуется больше времени для ретуши, так как приходится работать на трех слоях, вместо двух. Сложность в освоении метода, если нет необходимых базовых знаний Photoshop.

Полосовой фильтр.

Этот метод в зарубежных источниках имеет название Inverted High Pass, однако, по аналогии с электрическими фильтрами, здесь имеет место простое подавление некоторой полосы частот, то есть это аналог режекторного или полосового фильтра.

Полосовой фильтр хорошо использовать для быстрой ретуши, когда требуется с минимальными затратами времени и приемлемым для массовых работ качеством избавиться от дефектов в средней полосе частот.

Алгоритм действий:

1. Делаем копию фонового слоя, называя ее, например, Fast Retouch, то есть Быстрая Ретушь.

2. Размываем данный слой по Гауссу с таким радиусом, чтобы убрать ненужные локальные объемы.

3. Вычитаем из размытого слоя исходный, то есть, в данном случае процесс происходит наоборот, так как в предыдущих методах мы вычитали из исходного слоя как раз размытый. Делаем это с помощью команды Внешний канал.

4. Изменяем режим наложения слоя Fast Retouch на Линейный свет. Мы должны увидеть размытую картинку.

5. Теперь снова размываем данный слой по Гауссу, только теперь с радиусом в 2-4 раза меньшим, проявляя мелкую текстуру кожи. Мы получим изображение, которое выглядит несколько необычно.

6. Прячем данный слой в черную маску и белой кистью проявляем его в нужных местах. При этом избегайте работы вблизи контрастных границ, так как получите грязь на этих местах.

Впрочем, проблему грязи на контрастных границах довольно легко решить. Уже догадались как?Правильно! Использовать для размытия фильтр, оставляющий четкие границы, например, Размытие по поверхности.

Достоинства метода: простота и эффективность, быстрота в применении для массовой обработки. В отличие от плагинов, более контролируемый результат.

Недостатки метода: отсутствие какой-либо гибкости в работе, невозможно получить результат высокого качества.

Многополосное разложение или "эквалайзер".

Для упрощения процесса ретуши можно модифицировать предыдущий метод, раскладывая изображение на несколько пространственных частот, с использованием различных радиусов для размытия изображения. Таким образом мы получим возможность, работая по маске слоя, быстро убирать дефекты различных размеров.

Алгоритм создания эквалайзера:

1. Определяемся со значениями радиусов, которые будем использовать. Обычно используются значения 5, 10, 15, 25, 40 пикселей, но вы можете выбирать любые, которые вам подходят.

2. Создаем базовый слой, как в предыдущих методах.

3. Создаем необходимое количество копий, по числу радиусов плюс один слой. В данном случае шесть копий базового слоя.

4. Называем копии осмысленно, например, по диапазонам радиусов, то есть, 40, 40-25, 25-15, 15-10, 10-5, 5.

5. Отключаем все слои выше слоя 40. Размываем этот слой по Гауссу с радиусом 40 пикселей

6. Включаем вышележащий слой 40-25, переходим на него и выполняем вычитание слоя 40 с помощью команды Внешний канал.

7. Размываем данный слой по Гауссу с радиусом 25 пикселей. Получаем полосу частот от 40 до 25 пикселей.

8. Меняем режим наложения на Линейный свет.

9. Переходим на слой 25-15 и, ВНИМАНИЕ! Не включаем видимость слоя!

10. Выполняем вычитание из данного слоя содержимого всех слоев. То есть, в настройках команды Внешний канал в качестве источника нужно поставить Объединено. Таким образом мы вычтем из данного слоя изображение, размытое на 25 пикселей.

11. Теперь включаем видимость слоя 25-15 и меняем режим наложения на Линейный свет.

12. Размываем слой 25-15 на 15 пикселей.

13. Повторяем операции с другими слоями. Последний слой, с названием 5, не размываем, так как на нем будет находиться текстура с размерами элементов до 5 пикселей.

14. Таким образом, мы получаем эквалайзер пространственных частот. Теперь мы можем как ослаблять нужный диапазон частот, так и усиливать его. Ослабление производится путем наложения маски слоя и рисования по нужным местам черной кистью с необходимой непрозрачностью. Усиление производится с помощью корректирующего слоя, например, Кривые, действующего через обтравочную маску на конкретный слой. Поднимая контраст простым поворотом кривой против часовой стрелки, мы усиливаем контраст слоя, тем самым усиливая видимость данной полосы частот.

Подобный метод используется в видеоуроке "Еще один метод быстрой ретуши".

Достоинства метода: возможность быстрого подавления или усиления в выбранных полосах частот, таким образом можно значительно ускорить процесс ретуши.

Недостатки метода: сложность в реализации для начинающих, накопление ошибок округления из-за большого количества слоев, при работе вблизи контрастных границ те же проблемы с грязью из-за ореолов размытия.

Частотное разложение без потерь.

Все предыдущие способы разложения изображения на пространственные частоты имеют общий недостаток (хотя это скорее особенность), возникающий из-за целочисленной арифметики Photoshop, то есть, из-за округления чисел до целых при расчете. В результате, например, 5 разделить на 2 будет равно уже не 2.5, а 3.

Поэтому, если вынести изображение, получаемое частотным разложением, на отдельный слой и сравнить его с исходником, наложив в режиме Разница (Difference) и сильно подняв контраст, мы увидим, что изображения имеют небольшое отличие друг от друга.

Как правило, это отличие не превышает один-два тоновых уровня. Те изменения, которые вносятся впоследствии в картинку при ретуши, несоизмеримо больше. Поэтому не следует обращать на это внимания.

Однако, если для вас все же критична даже такая микроскопическая разница, можете воспользоваться способом честного частотного разложения, без потерь.

Для режима 8 бит алгоритм будет следующий:

1. Создаем базовый слой. Делаем три копии базового слоя.

2. Называем первый слой Low, следующий High_Dark, и верхний High_Light.

3. Отключаем видимость слоев High_Light и High_Dark.

4. Размываем слой Low с необходимым радиусом. При этом можно использовать любые фильтры размытия.

5. Включаем слой High_Dark. Переходим на него. Применяем команду Внешний канал со следующими настройками: источник слой Low, канал RGB, инвертировать, режим наложения Линейный осветлитель (Linear Dodge).

6. Меняем режим наложения слоя High_Dark на Линейный затемнитель (Linear Burn).

7. Включаем слой High_Light и переходим на него. Применяем команду Внешний канал со следующими настройками: источник слой Low, канал RGB, инвертировать, режим наложения Линейный затемнитель.

8. Меняем режим наложения слоя High_Light на Линейный осветлитель.

Если вынести разложенную картинку на отдельный слой с помощью комбинации клавиш CTRL+ALT+SHIFT+E, то при наложении ее на исходную в режиме Разница, с предельно усиленным контрастом, мы ничего не увидим. То есть, метод обеспечивает математически точное частотное разложение. К сожалению, в режиме 16 бит данный метод имеет видимую погрешность. Для 16 бит используется несколько другой алгоритм, который также дает погрешность, но уже на уровне единичных пикселей, что абсолютно некритично.

9. Таким образом, мы получаем два слоя для текстуры – один High_Light со светлой составляющей на черном фоне и второй High_Dark с темной составляющей на белом фоне. Ретушь текстуры в данном случае придется производить в два этапа, сначала одну составляющую, затем другую.

Достоинства метода: математически точное частотное разложение, без погрешностей.

Недостатки метода: необходимость ретуши высокочастотной составляющей в два этапа.

Алгоритм визуализации высокочастотной составляющей.

При работе с фильтрами размытия, такими как Размытие по поверхности (Surface Blur) или Медиана (Median) имеется определенная проблема. Заключается она в том, что довольно часто хочется реализовать видимость высокочастотной составляющей, как будто мы применяем фильтр Цветовой контраст. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность контролировать, какая текстура будет впоследствии вынесена на высокочастотный слой.

Для визуализации высокочастотной составляющей я предложил следующий метод, который основан на знании математики режимов наложения и особенностей работы фильтров в Photoshop. Теперь этот метод используют многие ретушеры и преподаватели в различных онлайн и оффлайн школах, обучающих обработке изображений.

Алгоритм визуализации следующий:

1. Создаем базовый слой. Делаем две копии, называем одну Low, другую High. Слой High отключаем.

2. Копируем слой Low, называем копию Temp, что означает временный.

3. Слой Temp инвертируем и устанавливаем непрозрачность 50%. Получаем 50% серый.

4. Теперь над слоем Temp создаем временный корректирующий слой Инверсия (Invert).

5. Для дополнительного усиления контраста, чтобы лучше видеть текстуру, желательно создать еще один временный корректирующий слой Кривые, закрутив кривую RGB против часовой стрелки вокруг центральной точки.

6. Теперь, если мы будем размывать каким-либо фильтром слой Low, мы увидим серую картинку с текстурой, как будто мы применяем фильтр Цветовой контраст. В данном случае я применил фильтр Медиана

7. Подобрав таким образом параметры фильтра, применяем его, удаляем все временные слои.

8. Затем включаем слой High и получаем высокочастотную составляющую путем вычитания с помощью команды Внешний канал.

Надеюсь, что данный сборник рецептов поможет вам лучше разобраться в использовании метода частотного разложения для ретуши в различных его вариациях. Если какие-то операции вызывают у вас затруднение, не знаете, где какая команда находится, это означает, что нужно повременить пока с изучением частотного разложение, а переключиться на что-нибудь попроще, например, на видеокурс "Фотошоп с нуля в видеоформате" или "Photoshop CS5 от А до Я", где рассматриваются как раз те самые основы работы, обеспечивающие в дальнейшем легкость изучения любого материала по обработке изображений. Все основные инструменты Photoshop уже лет 15 как остаются без существенных изменений, поэтому вас не должно смущать, что в видеокурсах используются не последние версии программы.

По всем вариантам частотного разложения вы можете записать экшены и использовать их в своей работе. Пусть это будет вашим домашним заданием.

Автор: Евгений Карташов

evgeny-kart.livejournal.com

Советы и хитрости: техника частотного разложения | Фотограф - Александр Золотухин

Если вы читали мою предыдущую статью — Профессиональная портретная ретушь: техника частотного разложения, то вы уже знаете что такое частотное разложение и как им пользоваться. Если нет, пожалуйста сначала прочитайте ту статью.

Тут я хочу рассказать вам некоторые советы и хитрости по использованию техники частотного разложения, которые помогут вам работать эффективнее и получать лучшее качество. В конце статьи вы можете скачать бесплатные экшены, чтобы применять эту технику быстро и автоматически (нужно подписаться на блог, чтобы получить ссылку на загрузку).

Что же, давайте начнем.

1. Всегда используйте метод Apply Image.

Если ваша цель — получить качественный результат, никогда не используйте метод High Pass для разложения на частоты. В предыдущей статье я уже упоминал, что High Pass не корректен математически, в отличие от Apply Image. Вот простой тест, чтобы увидеть погрешность. Я разделил изображение методом High Pass, сгрупировал получившиеся слои и изменил режим наложения группы на Difference. И вот что я получил:

tip1

Отчетливо видны не черные пиксели и линии — это и есть разница между оригинальным изображением и разложенным на частоты, или говоря математическим языком, погрешность. Я немного повысил контрастность, чтобы разница была видна отчетливее, потому что на уменьшенном изображении на сайте она не так заметна. Можете повторить это сами дома, это не опасно 🙂

Если не хотите потерять в качестве еще до того, как начнете собственно редактирование, используйте Apply Image.

 

2. Используйте 16-битную глбину цвета, если это возможно.

Это касается редактирования изображений всегда. Чем выше глубина цвета изображения — тем лучше. 16-битные изображения в значительно меньшей степени страдают постеризацией. Подробнее этот аспект описывается в статье Глубина цвета. 8 бит или 16 бит.

Но что касается именно техники частотного разложения — этот тот факт, что 8-битные изображения, в отличие от 16-битных, не имеют настоящего 50% серого! На слое высоких частот 50% серый означает не оказывать никакого влияния на низлежащий слой при наложении в режиме Linear Light. Потому возможностьиметь реальные 50% серые пиксели будет очень к стати.

Давайте начнем с простой математики. Представьсте себе что у нас нечетное количество цветов, скажем 5, где 1 — белый, 5 — черный. ТОгда 2 будет светло-серым, 3 — 50% серым и 4 — темно-серым.

5colour

 

Но что будет если у нас нечетное количество цветов? Давайте рассмотрим случай с 6 цветами. На значениях 3 и 4 мы получаем 40% и 60% серый. Наш средний-серый будет где-то на 3,5, но цвета могут быть представлены только целыми числами. Это означает что при четном количестве цветов 50% серый не существует.6colour

Теперь вернемся к 8 и 16-битным цветам.

8-битные цвета представлены значениями от 0 до 255, это дает нам 256 цветов. 256 — это четное число, так что истинного среднего серого цвета в 8-битном режиме не будет. Значение 127,5 будет округлено до 128.

16-битный цвет в Фотошопе на амом деле 15-битный + 1 цвет. 215 = 32768. Добавляем еще 1 цвет и получаем 32769 — нечетное число, в котором 50% серый вполне возможен.

 

 3. Не трогайте оригинальные слои.

corr_layersКак я уже упоминал в предыдущей статье, всегда используйте отдельные слои любой коррекции, чтобы иметь возможность в любой момент вернуться к любому этапу ретуши. Когда выолняете низкочастотную ретушь, используйте отдельные слои для мешков под глазами, морщинок, мимических складок и прочего. можно использовать любые типы слоев над слоем Low Frequency в режиме наложения Normal. Таким образом вы сможете быстро снизить эффект отдельных коррекций снизив непрозрачность соответствующих слоев. Это дает намного больше гибкости и ускоряет работу. Можно конечно держать все эти изменения на одном слое и при необходимости пользоваться маской слоя, но это не так удобно и не так быстро, как если у вас будут отдельные слои.

 

4. Раскладываем изображение на 3 и более разных частоты.

Это процедура чуть более сложная (потому в конце статьи прилагается набор бесплатных экшенов для автоматизации) и на мой взгляд довольно бесполезная, но может быть она кому-то пригодится. Покажу на примере разложения на 3 частоты:3freq

  1. Создайте 3 копии слоя Background: Low Frequency, Med Frequency, High Frequency.
  2. Примените фильтр Gaussian Blur с большим радиусом. к слою Low Frequency.
  3. Выбираем слой Med Frequency и запускаем Image -> Apply Image. В графе Layer выбираем слой Low Frequency. Остальные настройки в зависимости от битности изображения.
  4. Меняем режим наложения слоя Med Frequency на Linear Light.
  5. Размываем слой Med Frequency с таким радиусом, чтобы пропали только самы мелкие детали, которые уйдут на слой High Frequency (можно воспользоваться фильтром High Pass чтобы точнее прикинуть радиус).
  6. Выделите слои Med Frequency и Low Frequency, нажмите Cmd+Option+Shift+E / Ctrl+Alt+Shift+E чтобы объединть эти слои на новом слое. Назовите его Help.
  7. Выбираем слой High Frequency и запускаем Image -> Apply Image. В графе Layer выбираем слой Help. Остальные настройки в зависимости от битности изображения.
  8. Меняем  режим наложения слоя High Frequency на Linear Light.
  9. Удаляем слой Help.

По такому же алгоритму можно разложить изображение и на большее число частот.

 

5. Повышение резкости и микроконтраста с помощью частотного разложения.

Техника частотного разложения открывает кучу возможностей не только для ретуши, но и многих других типов обработки. Повышение микроконтраста может значительно улучшить вид пейзажа и даже портрета. Оно делает изображение более резким, четким, выделяет все мельчайшие детали изображения. Оно делает фотографии очень похожими на HDR фотографии с тонмаппингом.Запомните: делайте это только после того, как закончите ретушь, в противном случае вы сделаете все не исправленные дефекты еще более заметными.

Шарпинг (повышение резкости)
  1. Выделите все высокочастотные слои (оригинальный и корретирующий). Нажмите Cmd+Option+E / Ctrl+Alt+E чтобы объединить их на новом слое.
  2. Измените режим наложения получившегося слоя на Linear Light. Вы сразу же увидете как подскочила резкость изображения.
  3. Добавьте маску слоя удерживая Option / Alt. Появится новая черная маска..
  4. Рисуйте белой кистью по маске в тех областях, где хотите добавить больше резкости.

 

Повышение микроконтраста

Тут мы также будем использовать технику частотного разложения, основанную на методе Apply Image. Принцип похож на то что мы делали ранее, но тут мы будем раскладывать изображение на 2 слоя так, чтобы на одном слое остались детали с высоким изначальным микроконтрастом, а на другом — с низким.microcontrast

  1. Объедините все видимые слои на новый (Cmd+Option+Shift+E / Ctrl+Alt+Shift+E). Назовите его SurfBlur_Base.
  2. Создайте копию слоя SurfBlur_Base и назовите её MicroContrast.
  3. Примените фильтр Surface Blur к слою SurfBlur_Base. Чем выше радиус, тем больше микроконтраста получат детали изображения. Порог (Threshold) определяет какие детали получат больше микроконтраста, а какие нет. При низком пороге эффект будет влиять только на детали с низким изначальным микроконтрастом, а при высоком пороге эффект будет заметен даже на объектах с высоким изначальным микроконтрастом.
  4. Выберите слой MicroContrast. Перейдите в Image -> Apply Image. Выберите слой SurfBlur_Base в графе Layer, прочие опции в зависимости от битности изображения, и нажмите ОК.
  5. Поменяйте режим наложения слоя MicroContrast на Linear Light. Сейчас ваше изображение должно выглядеть также как изначально.
  6. Создайте копию (Cmd+J / Ctrl+J) слоя MicroContrast. Сразу после этого вы должны увидеть улучшение микроконтраста.
  7. Примените маску к этому слою, если нужно.

 

6. Старайтесь чтобы ваши фотографии выглядели натурально.

После того как как закончите ретушь, поиграйтесь с прозрачность слоев. Часто бывает, что фото с меньшим количеством правок выглядит лучше и натуральнее.

 

7. Пользуйтесь экшенами.

В принципе техника не так уж и сложна, когда поймешь как она работает и научишься пользоваться. Но вот выполнять каждый раз кучу механических шагов вручную — не самое приятное занятие. Чтобы всё это автоматизировать и придумали экшены. Можете создать свой собственный набор экшенов по собственному вкусу или воспользоваться моими экшенами. Их можно скачать бесплатно заполнив форму ниже. Всего их 7 и они охватывают широкий спектр способов применения техники частотного разложения.Вот их список:1. High Pass Frequency Separation.2. 2 Frequencies Separation — Apply Image, 8-bit3. 2 Frequencies Separation — Apply Image, 16-bit4. 3 Frequencies Separation — Apply Image, 8-bit5. 3 Frequencies Separation — Apply Image, 16-bit6. Micro-contrast increasing — 8-bit7. Micro-contrast increasing — 16-bit

Чтобы получить бесплатные экшены по частотному разложению, заполните форму ниже:

[newsletter_lock]Скачать бесплатные экшены[/newsletter_lock]

Советы и хитрости: техника частотного разложения

4.8 (95.79%) 19 votes

alexandrz.com


Смотрите также